EN
 / Главная / Публикации / М.В. Ломоносов – человек Нового времени

М.В. Ломоносов – человек Нового времени

13.01.2012

Такие гении, как Михаил Васильевич Ломоносов, появляются в истории не просто раз в столетие или в тысячелетие, а вообще только один раз. Их жизнь и вклад в науку и культуру могут показать всему миру, и прежде всего соотечественникам, каковы мы сегодня. Изучая личности такого масштаба, мы можем, даже спустя столетия, лучше разобраться в самих себе. Я хотел бы более подробно остановиться на достоинствах Ломоносова как учёного, которые делают его и сегодня незабываемым и актуальным, не только для науки, но и для времени в целом, делают современным во все времена, уникальным примером человека Нового времени.

Михаил Ломоносов – первый русский учёный-энциклопедист мирового уровня. Московский университет – крупнейший в мире – не случайно носит имя Ломоносова. Этот человек впервые в России создал лаборатории физики и химии, внёс заметный вклад в развитие металлургии, геологии и географии. Его молекулярно-кинетическая теория во многом опередила своё время. Кроме того, Михаил Ломоносов считается родоначальником русской поэзии, он также внёс заметный вклад в историческую науку, экономику и искусство. Эти достижения по праву ставят Михаила Ломоносова в один ряд с великими европейскими энциклопедистами, которых принято называть представителями «Нового Ренессанса».

Учёные мирового уровня появились в Европе в Новое время, когда резко обострилась конкуренция между странами, а великие географические открытия сделали весь мир объектом экспансии европейцев. Критерием определения Нового времени, его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Путём колоссальных усилий и жертв российский император Пётр I превратил свою страну в одну из ведущих европейских монархий. Доступ к образованию был открыт всем слоям общества, в том числе выходцам из низшего сословия – крестьянам, находившимся в то время в полурабском состоянии. Крестьянином по происхождению был и Михаил Ломоносов. Доступ к образованию всех слоёв общества сыграл в те времена ключевую роль в появлении научных гениев, чьи открытия очень помогли отдельным странам стать мировыми лидерами.

Говоря о влиянии Ломоносова на русскую, и шире – мировую культуру, хотелось бы выделить несколько главных аспектов.

Во-первых, сама история жизни Ломоносова, весьма необычная для своего времени, стала примером патриотизма и понимания важности создания национальной культуры силами людей, к этой культуре принадлежащих. Это было актуально во время Ломоносова, когда в науке и культуре было много иностранцев, так и сегодня, когда проблемы национальной науки очевидны как в России, так и в Индии. Это происходит в результате того, что для учёных в стране не создаются условия, способствующие их творческому и научному росту.

Во-вторых, научные открытия Ломоносова в различных областях знания не только сыграли свою значительную роль в развитии мировой науки, но, что принципиально важно для науки, промышленности и развития России, оказались там востребованными и принесли реальную пользу. Этот исторический факт может стать примером как для современной России, так и для других стран (например, Индии), имеющих сходные с Россией проблемы «утечки мозгов».

В-третьих, универсальность, энциклопедичность знаний и научных интересов Ломоносова – пример для подражания в современной системе образования, тяготеющей, наоборот, не к разносторонности, а к однонаправленности: это касается как нового проекта российского образования, так и принятой системы образования в Индии.

До 1748 г. Ломоносов занимался преимущественно физическими исследованиями, а в 1748-1757 гг. его работы были посвящены главным образом решению теоретических и экспериментальных вопросов химии. Его труды, относящиеся к математике, физике, химии, наукам о Земле, астрономии, стали рубежом в развитии науки, разделяющим натурфилософию и экспериментальное естествознание. Ломоносов изложил основы атомно-корпускулярного учения, разработал кинетическую теорию теплоты, обосновал необходимость привлечения физики для объяснения явлений химии и предложил для теоретической части химии название «физическая химия», а для практической части – «техническая химия». Он также обратил внимание на основополагающее значение закона сохранения веществ в химических реакциях.

Oн разрабатывал точные методы взвешивания и объёмные методы количественного анализа. Проводя опыты по обжигу металлов в запаянных сосудах, Ломоносов показал, что их вес после нагревания не изменяется и что мнение Р. Бойля о присоединении к металлам «тепловой материи» ошибочно. Он изучал растворимость солей при различных температурах, установил факты понижения температуры при растворении солей и понижения точки замерзания раствора по сравнению с чистым растворителем. Ломоносов лично произвёл большое количество анализов горных пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. В своём «Слове о рождении металлов от трясения Земли» и в работе «О слоях земных» он последовательно проводил идею о закономерной эволюции природы.

Ломоносов создал в России многие химические производства – неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора. Он изобрёл фарфоровую массу, разработал рецептуру и технологию изготовления цветных стекол, которые использовал для своих мозаичных картин. Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику «Полтавская баталия», которые были высоко оценены Российской Академией художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.

Первым из русских академиков Ломоносов приступил к подготовке учебников по химии и металлургии: «Курс физической химии», «Первые основания металлургии, или рудных дел». Ему принадлежит заслуга создания Московского университета, проект и учебная программа которого составлены им лично. Ломоносов написал ряд трудов по истории, экономике, филологии. Наряду с научными исследованиями Ломоносов занимался литературным творчеством и опубликовал несколько од и трагедий.

Михаил Ломоносов оставил потомкам фундаментальные открытия, меняющие представление о целых отраслях знаний. Надо отметить, что русский учёный имел разностороннее образование, как естественнонаучное, так и гуманитарное. Работы такого уровня требуют фундаментальной базы знаний, они недоступны узким специалистам. Гений Ломоносова опередил свой век. Его научные взгляды настолько современны, и изложение их настолько свежо, что при чтении их мы забываем, что два с половиной века отделяют нас от того, кто может быть назван «отцом физической химии». Известно, что А.С. Пушкин следующим образом характеризовал необычайное разнообразие трудов Ломоносова: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник».

Личные симпатии Ломоносова, видимо, склонялись к физике и химии; но его гений учёного одинаково блистательно сказывался и в таких его трактатах, как «Слово о происхождении света» (1756), «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753), «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств»; «Размышления о причинах теплоты и холода», «О слоях земных» и в «Русской Грамматике» (1755) или в трактатах чисто публицистического характера, таких как «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии».

При всей важности научных трудов Ломоносова в области русского языка, в общей академической деятельности они были для него в известной степени побочными: его главной специальностью было естествознание. Ломоносовым разработаны два основных вопроса физики: о сущности тепла, и о газообразном состоянии тел. Он интересовался грозами, метеорологией, пытался при помощи самопишущих инструментов исследовать верхние слои атмосферы. В последние годы жизни он отдаётся исследованию силы тяжести при помощи маятников; пишет большое руководство учёного мореплавания с многочисленными новыми приборами; составляет диссертацию о ледяных горах; снаряжает морскую экспедицию для изучения северных морей. Наконец, он делает замечательное открытие даже в астрономии: при прохождении планеты Венеры через солнечный диск в 1761 г. Ломоносов увидел то, чего не заметили десятки астрономов, наблюдавших это явление, а именно, что планета Венера окружена большой атмосферой.

Историк, ритор, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, Ломоносов стал автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов. Невозможно переоценить роль Ломоносова-поэта в развитии русской литературы и русского языка. Ломоносов видел, что русский язык был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями. Он поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить литературный язык на народной основе. Ломоносов пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в русском и славянских языках. Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем самым заложил основание русского технического и научного лексикона. Очень многие из оставленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени.

Помимо научной деятельности, Ломоносов преуспел в деятельности административной и педагогической. Обучение в Университете Марбурга позволило ему подняться на уровень западноевропейской образованности. Здесь же сложились и его философские взгляды, испытавшие воздействие идей Р. Декарта и особенно Г. Лейбница. М.В. Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Он разделял позицию деистов, пытавшихся примирить науку и религию. С 1741 г. и до самой своей смерти М.В. Ломоносов вёл научную и преподавательскую работу в России, вначале как адъюнкт Академии наук, с 1745 г. – как профессор химии, а затем – как академик. М.В. Ломоносов был одержим мыслью создать российский по духу и содержанию университет и при нём гимназию, в которых могли бы учиться все желающие независимо от сословий. В 1755 г. по его инициативе был открыт Московский университет, ставший впоследствии образовательным и научным центром России. Многие индийские учёные, как и я сам, могут по праву гордиться тем, что они получили своё образование в МГУ им. М. В. Ломоносова.

Все научные труды Ломоносова при высоте своего теоретического содержания имели и конкретное, чисто практическое приложение. Свою «науку» Ломоносов старался обратить прежде всего и больше всего на служение живым потребностям и нуждам «российского света» и российского народа. Теоретические и практические разработки гениального учёного во всех областях знаний были доведены до своего логического завершения, выполнены настолько глубоко, всесторонне и качественно, что спустя два с половиной века выглядят абсолютно современными, являя пример непреходящей актуальности и вневременного характера научного знания.

Представляется принципиальным, что Михайло Ломоносов работал и совершал научные открытия не в Европе, где он учился, а в России. Эта страна не только потратила солидные по тем временам средства на его многолетнее образование, но и дала возможность гениальному учёному полностью реализоваться на своей родине. Жизненный и научный подвиг учёного – отвергнуть многочисленные предложения проводить исследовательскую и преподавательскую деятельность на Западе (прежде всего, в Германии того времени) и вернуться в Россию, чтобы стать в родной стране не просто одним из многих известных учёных, как, безусловно, было бы возможно в Европе, но единственным в своём роде, уникальным создателем, организатором и основоположником науки в широком смысле этого слова – то есть всех наук на своей родине.

Представляется, что этот выбор учёного, хотя и не был простым, всё же не вызывал у него сколько-нибудь долгих сомнений и раздумий. Мне думается (насколько можно сегодня представлять себе цельный и ёмкий образ Ломоносова-учёного), для него никогда не возникало сомнений, что работать и творить нужно в родной стране и для родной страны (где родился, там и пригодился). Крестьянский сын, взращённый землёй и народом, Ломоносов не мыслил своей жизни, судьбы и научного творчества без Родины, и только к ней устремлял свой личностный и научный поиск истины.

Этот момент жизненного пути Ломоносова-учёного и Ломоносова-человека сегодня также, спустя столетия, заслуживает пристального внимания. И для российских, и для индийских учёных сегодня очень актуален вопрос о выборе страны проживания и работы. И очень многие решают его не в пользу своей страны, уезжая на Запад – прежде всего, в США и Европу.

Так, из России с января 2004-го только в страны Европы, Северной Америки и Австралию на постоянное место жительства уехали 218 230 человек. Причём более половины из них (163 000 россиян) покинули Россию в последние два-три года. Пятая часть уезжающих – молодёжь в возрасте от 20 до 24, а каждому четвёртому эмигранту исполнилось от 35 до 40 лет. Последних больше, всего 57 626 человек. Как выяснилось, Россию покидают в основном юристы, бизнесмены, учёные, а также квалифицированные специалисты в разных сферах. Особенно – в технической.

При этом 13 409 граждан России уже получили должности высококвалифицированных специалистов в крупных компаниях и работают в Великобритании, Польше, Греции, Франции, Испании и других странах. 11 297 человек занимаются прикладными науками в десятках стран: Канаде, Чехии, Австралии, Швеции, Австрии, США и др. Ещё 6223 человека в тех же странах проводят фундаментальные исследования. В сфере технологий трудятся 6863 человека. И, наконец, квалификация и способности 5217 человек позволили им занять должности на уровне топ-менеджеров зарубежных компаний в Венгрии, Швейцарии, Великобритании. Не трудоустроены к настоящему моменту лишь менее 10% всех российских эмигрантов, однако в большинстве это те, кто на момент отъезда не имел высшего образования. Треть же уехавших на момент отъезда уже имели послевузовскую квалификацию или усовершенствовали её в той стране, куда переехали. В итоге 44% из них сейчас заняты «в сфере науки и техники». Значительную часть российских эмигрантов составляют те, кто уезжал учиться, а затем остался жить и работать в стране, где получил образование. Так, из России в Великобританию по учебным визам ежегодно уезжают свыше 30 000 человек, плюс ещё более 5 000 студентов едут в Германию, Францию, Канаду и Австралию. Статистика прошлых лет показывает, что приблизительно 30% из них не возвращаются.

Данная проблема также весьма актуальна для современной Индии. Менеджеры из Индии всё чаще занимают руководящие посты в научных лабораториях и транснациональных компаниях, а индийские бизнесмены приобретают западные корпорации. Индийские учёные и менеджеры действуют в таких разных и далёких друг от друга странах, как Венгрия, Китай и Чили. Важную роль в завоевании ими лидирующих позиций в мировом бизнесе играет не только высокий деловой уровень, но и культурное воспитание: индийские предприниматели могут поладить с деловыми партнёрами из любой страны. В январском отчёте, подготовленном Университетом Дьюка и Университетом Калифорнии в Беркли, показано, что среди иммигрантов, основавших за последние 10 лет высокотехнологичные компании в США, 26% – индийцы. Их в этой категории больше, чем британцев, китайцев, тайваньцев и японцев, вместе взятых. В 1995-2005 гг. индийцы основали в Кремниевой долине 15,5% всех новых компаний. Преимущество многих иммигрантов из Индии в США – изначально высокий уровень естественнонаучной и математической подготовки в сочетании со знанием английского языка.

Наша страна также находится в условиях жёсткой экономической, технической и военной конкуренции. В этих условиях проблемы, которые у нас имеются в сфере доступа к образованию по социальным, имущественным, кастовым и иным причинам, в итоге мешают появлению в нашей стране новых учёных и замедляют наше техническое развитие. Курс школьного образования в нашей стране как нельзя лучше отвечает таким требованиям. Отдельные предложения о введении, по примеру других стран, ранней специализации в одних предметах в ущерб другим чреваты проблемами с подготовкой научных кадров в будущем. В соответствии с национальной политикой в сфере образования обязательное бесплатное образование достойного уровня должны получить все дети в возрасте до 14 лет. В результате усилий центрального правительства и правительств штатов сегодня практически в каждом населённом пункте в сельских районах имеются школы начального образования. Школы среднего образования в радиусе 3 км доступны 84% сельских жителей. Для закрепления всеобщего права и обязанности получения начального образования Верхняя палата парламента внесла 83-ю поправку в Конституцию.

Учебно-образовательная система Индии, которая охватывает все возможные этапы, начиная от дошкольного обучения и кончая научной работой после защиты докторской диссертации, поистине огромна. Однако надо признать, что огромное количество детей остаётся вне этой программы по вине родителей, использующих их для добывания средств к существованию попрошайничеством или детским трудом. Закон строго запрещает и то и другое, но мы видим, что на практике родители продолжают безнаказанно эксплуатировать своих детей и тем самым лишают их возможности учиться и проявить свой талант. А ведь среди этих детей могли бы быть новые Ломоносовы.

Конечно, во времена Ломоносова общества не были настолько открытыми, как сегодня. И страновая принадлежность в большей степени определяла жизнь любого человека, и учёного в том числе. Сегодняшний уровень глобализации в этом смысле действительно уничтожил национальные границы. Всемирная экономическая, политическая и культурная интеграция и унификация, мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран создают возможности для работы учёного в любой стране мира. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. Это, однако, никак не отменяет принципов национального протекционизма и патриотизма.

Опыт жизни и служения Отечеству величайшего учёного-подвижника М.В. Ломоносова, остающегося человеком Нового и Новейшего времени (несмотря на физическое проживание в XVIII веке), как видим, и в наши дни по-прежнему актуален. Для России и Индии, наряду с непреходящим естественнонаучным и социокультурным наследием, этот опыт выражается ещё и в непреходящем императиве стремиться не только к взращиванию специалистов мирового уровня, но и к тому, чтобы создавать условия для раскрытия их таланта на Родине.

Профессор Рам Вадва, Университет иностранных языков в Хайдарабаде


Университет иностранных языков в Хайдарабаде был одним из участников Международной программы «Ломоносов-300», учреждённой фондом «Русский мир» и факультетом государственного управления МГУ в честь юбилея великого учёного.

 
Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

Историки стран СНГ напишут общий учебник по истории Великой Отечественной войны. Такое решение – в первый раз в 2018-м в Минске, второй раз в 2019-м Москве и в третий раз в 2020-м году в Киеве – принято Ассоциацией директоров институтов истории стран СНГ. Какой это будет учебник, и кто по нему будет учиться – вопрос остаётся открытым.
С 19 сентября по 4 октября в Лейпциге проходит Межкультурная неделя под девизом «Вместе жить, вместе расти» (Zusammen leben, zusammen wachsen), программа которой включает более 100 мероприятий: лекции, спектакли, концерты, кинопрограммы, дискуссии, консультации, встречи, ток-шоу, литературные чтения, фестивали.
Всемирный день туризма в этом году омрачён пандемией, но «охота к перемене мест» у людей неистребима. Об этом свидетельствуют письма, дневники, заметки отважных и наблюдательных людей, в разное время и с разными целями рискнувших отправиться в далёкое путешествие.
В Херсоне местное управление СБУ призвало городские власти отказаться от проведения музыкального фестиваля-конкурса «Бархатный сезон». Ситуацию прокомментировал организатор фестиваля Александр Кондряков  – руководитель украинской общественной организации «Русская школа» и президент Международного педагогического клуба.  
120 лет со дня рождения выдающегося лингвиста Сергея Ожегова исполнилось 22 сентября. Главным научным достижением Ожегова стал всем известный «Словаря русского языка», который только при жизни лингвиста выдержал шесть переизданий, и продолжал совершенствоваться и пополняться даже после смерти учёного.
В истории открытия Антарктиды, 200-летие которого отмечается в 2020 – 2021 годах, ещё остались неизвестные страницы. Например, мало кто знает о человеке, без которого и экспедиция, и само открытие ледового материка могли бы не состояться. Речь о морском министре Иване Ивановиче де Траверсе.
В Эстонии, по разным причинам, с каждым годом увеличивается количество русскоязычных детей, поступающих в школы с эстонским языком обучения. Родители всё чаще встают перед проблемой – как сохранить идентичность ребёнка, дать ему хороший русский язык, знания по родной литературе и культуре. На эти вопросы отвечает директор Таллинской школы русского языка Института Пушкина Инга Мангус.