RUS
EN
 / Главная / Публикации / Государственный и родной языки – гармония поликультурного образования

Государственный и родной языки – гармония поликультурного образования

Редакция портала «Русский мир»04.11.2017

Современное образование становится поликультурным – сегодняшнему ребёнку недостаточно знать лишь родной язык. А вот как совместить изучение родного и государственного языка, чтобы одно не вытесняло другое? Именно об этом шла речь на секции «Русский язык в поликультурном мире», которая состоялась в рамках XI Ассамблеи Русского мира.



Открывая работу секции, модератор профессор Московского педагогического университета Елизавета Хамраева отметила, что обсудить проблему поликультурного образования собрались многие руководители различных структур – школ, вузов, Русских центров из разных стран. 

Действительно, сегодня немало говорится о поликультурном образовании, но, по словам  Хамраевой, в каждой стране этот термин трактуется по-разному. Даже на конференции в Париже, посвящённой вопросам преподавания в условиях миграции, возник вопрос: а почему поли-, а не мультикультурное образование? По словам профессора, принципиальной разницы в этих терминах она не нашла. 

Естественно, что эта проблема напрямую затрагивает и Россию. «Наша страна уникальна тем, что соединяет поликультурный, полиэтнический и полилингвальный мир. Лингвистическая карта России неоднородна, в каждом регионе есть своя специфика», – отметила Хамраева.

Поликультурные школы – это школы другого типа. Их появление связано с процессом глобализации миграции, поэтому там присутствует образование на двух и более языках. По словам Елизаветы Хамраевой, это позитивное явление. «В мире произошла языковая революция. Это факт. До недавнего времени основной язык науки был немецкий, а сейчас – английский. И до китайского тоже недолго осталось», – пояснила профессор.

Получается, что современный человек существует в ситуации потребности нескольких языков. И сегодняшнему ребёнку уже невозможно ограничиваться знанием одного языка.  

В Европе поликультурное образование –  скорее, кросскультурное: мигрантов необходимо вписать в реалии принимающего этноса. В США – система «мульти»: все мигранты прибыли из разных географических мест, и страна работает, как плавильный котёл. 

«В нашей стране образование больше межнациональное. Это не просто организация обучения, а идеология, диалог культур, возможность самореализации на территории любого региона», – подчеркнула Елизавета Хамраева. И тем не менее возникает вопрос: как языки должны присутствовать в жизни ребёнка? Например, в Дагестане 24 языка, четыре года ребёнок учится на родном, а с пятого класса – на русском. Но он не всегда к этому готов. А значит, такой переход требует языковой адаптации, которой, по сути, нет. Елизавета Хамраева привела в пример республику Тыва, где у выпускников традиционно самые низкие показатели по ЕГЭ. И дело в том, что там почти нет русских. Чтобы привлечь русских учителей, власти готовы выплачивать им сразу по миллиону рублей.

А как подобная проблема обучения нерусских русскому языку решалась в царской России? Леонид Московкин, профессор Санкт-Петербургского университета, исследовал учебники двухсотлетней давности. «В 1787 году в Санкт-Петербурге был издан учебник армянского языка для русских и русского – для армян в школе при армянской церкви. Это протолингвальное обучение. Значит, там учились и русские тоже», – поделился он с присутствующими. В России были немецкие и польские школы, но их было немного. 

В 60-е годы XIX века экономика России активно развивалась, требовалось много грамотных людей. Поэтому нужно было привлекать представителей разных народов, чтобы они тоже участвовали в общественной жизни. И тогда один из преподавателей казанской гимназии предложил такую систему: в первом классе обучали родному языку, но на кириллической письменности. А со второго класса уже шло обучение русскому языку. То есть это была идея обучения русскому на базе родного языка, которая нашла активное применение в Восточной России, в Сибири и Поволжье. В результате уровень владения русским языком повысился. А благодаря появлению письменности у многих народностей произошёл расцвет национальных культур – появились газеты на этих языках. 

Правда, позднее император Александр III свернул эту практику, и нерусским детям стали преподавать все предметы только на русском языке. «Это вызвало отторжение, чем воспользовались экстремистские партии», – отметил Леонид Московкин. И добавил, что к этому вопросу надо подходить очень взвешенно. 

Его слова подтвердила Резеда Мухаметшина, директор Высшей школы зарубежной филологии Казанского федерального университета, эмоционально поделившаяся острой проблемой, вставшей перед учителями Татарстана. Дело в том, что с 7 ноября в местных школах начиная с пятого класса будут два предмета – русский как государственный и русский как родной. Такой эксперимент в республике проходит в рамках апробации новой филологической концепции. Но дело в том, что учебных планов и методических пособий пока нет. И учителям непонятно, чем будет отличаться преподавание русского как государственного от русского как родного, отметила Резеда Мухаметшина. Будет ли там риторика, старославянский или подготовка к олимпиаде? «В шестом классе будет по два часа русского языка каждый день. Не возникнет ли отторжение у учеников? Тем более что преподавать язык будут одни и те же педагоги», – высказала свои сомнения эксперт.

Проблема усугубляется ещё тем, что количество часов татарского языка сократили, а вместе с этим и число учителей татарского языка.  А преподавателей русского языка как раз остро не хватает.   

«Эти вопросы не надо политизировать. Школы Татарстана – билингвальные. Результаты ЕГЭ у нас очень хорошие – выше, чем в русскоязычных регионах. А из-за нововведений ситуация очень нервная», – заявила Резеда Мухаметшина.

Елизавета Хамраева пояснила, что русский как государственный – обязателен для всех. А вот русский как родной можно выбирать, предпочтя, например, уроки татарского языка. Но понятно, что педагогов и родителей в первую очередь волнует вопрос – почему такие эксперименты надо ставить в середине учебного года. Да ещё не обеспечив всю необходимую учебную литературу.

Леонид Московкин предложил включить эти вопрос в резолюцию круглого стола и обязательно поставить в известность о проблеме президента Российской академии образования и главу попечительского совета фонда «Русский мир» Людмилу Вербицкую. 

Также по теме

Новые публикации

14 апреля в 76 странах мира прошёл Тотальный диктант, участниками которого стали более четверти миллиона человек. Кроме того, специально для иностранцев, не владеющих русским как основным языком, была проведена «облегчённая» версия диктанта – тест TruD. 21 апреля в столице Тотального диктанта – Владивостоке – подвели итоги этой масштабной акции.
В Санкт-Петербурге завершилась XV образовательная программа «История Государства Российского», в которой приняли участие почти четыре десятка человек из 17 стран. Зарубежные участники программы – это наши соотечественники, проживающие за рубежом: учёные, преподаватели, общественные деятели и журналисты.
Кажется, ситуация вокруг Сирии, как и на её фронтах, серьёзно меняется. Ракетный удар, нанесённый по территории этой страны в ночь на 14 апреля тремя ведущими государствами НАТО, возымел эффект прямо противоположный задуманному. Он только укрепил решимость местных военных, поддерживающих власть Башара Асада, противостоять врагам в Дамаске.
Члены Федерального союза немецких обществ «Запад – Восток» сделали открытое заявление в связи с продолжающейся политикой давления на Россию, поддерживаемой и немецким правительством. В заявлении содержится призыв к развитию мирных и добрососедских отношений с Россией на всех уровнях.
Популярные у иностранных студентов российские вузы расположены не только в обеих столицах. Например, Курский государственный медицинский университет уже почти 30 лет принимает на учёбу иностранцев. И за эти годы сумел завоевать славу одного из самых популярных медицинских вузов для учащихся из других стран. О том, как удалось этого добиться, рассказывает ректор КГМУ Виктор Лазаренко.
Профессиональный конкурс среди журналистов, пишущих по латвийско-российской тематике, в нынешнем году состоялся уже в 13-й раз. Главная цель конкурса, проводимого по инициативе посольства РФ в Латвии, – способствовать участию журналистов в улучшении добрососедских отношений между нашими странами.
Современное движение городов-партнёров, в орбиту которого вовлечены многие десятки российских и зарубежных городов, демонстрирует все  предпосылки не только к успешному выживанию, но и к расширению. Более того, в современных условиях оно оказывается одним из наиболее эффективных средств народной дипломатии.
В ФРГ всерьёз рассматривают вопрос о выходе из режима антироссийских санкций. Как информирует The Wall Street Journal, министр финансов Германии Олаф Шольц во время своего пребывания в США намерен обратиться к американскому президенту Д. Трампу с просьбой освободить немецкие компании от участия в экономических мерах, направленных против России.