RUS
EN
 / Главная / Публикации / Вуз меняет профессию

Вуз меняет профессию

Ирина Ивойлова28.11.2017

Фото: worldskills.ru

В ближайшие годы профессии турагента, переводчика, библиотекаря, курьера, почтальона и даже токаря и фрезеровщика могут вовсе исчезнуть. Обучение всё чаще будет идти по Интернету, переучиваться придётся каждые два года, а слово работодателей станет решающим на выпускных экзаменах в вузах.

По данным опроса ВЦИОМ, сегодня 47 процентов россиян считают, что выпускникам вузов всё сложнее найти работу по той специальности, которую они получили: нет мест или выпускники не соответствуют требованиям.

91 процент работодателей уверены, что у студентов слишком мало практических умений. Это признают и сами выпускники: 56 согласны с тем, что практики им остро не хватает. Как подготовить к новым требованиям школьников и студентов? Какие профессии должны давать колледжи и вузы?

– Каждые два года объём знаний, накопленных человечеством, удваивается. Будут исчезать самые массовые профессии – водитель, продавец. Уже сейчас создана крупнейшая торговая компания в мире, которая не имеет продавцов. В ней задействованы только почтовые работники, – рассказал на парламентских слушаниях, посвящённых стратегическому планированию в сфере образования, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

Кто будет нужен? В частности, специалисты по искусственному интеллекту, 3D-технологиям, появятся новые профессии на стыке разных дисциплин. Востребованы будут специалисты по реверсивному инжинирингу, инженерии космических систем, технологии композитов, прототипированию. Понадобятся эксперты для оценки онлайн обучающих программ. В Минобрнауки задумались о стратегическом планировании.

Средства получат региональные вузы и колледжи с профессиями из топ-50

Как пояснила замминистра образования и науки Валентина Переверзева, в декабре этого года министерство подготовит прогноз научно-технологического развития, идёт разработка отраслевой стратегии развития образования, которая по плану должна появиться в начале 2018 года. Что станет главным в ближайшие годы?

– Развитие условий для непрерывного образования, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности работников, изменение образовательных программ под перспективные направления научно-технологического развития, – назвала самые важные задачи Переверзева.

Иными словами, принцип «где родился – там и пригодился» для молодёжи устарел. Человек должен быть готов учиться, переучиваться, менять профессию и место жительства. Фраза «двадцать лет на одном месте» будет из разряда фантастики.

Минобрнауки готово поддерживать рублём региональные вузы. К концу декабря будет ясно, какие из 121 вуза, как опорные, получат финансирование на своё развитие. Поддержка опорных вузов продолжится и впредь.

Квалификационный экзамен в университетах может стать обязательным для всех выпускников.

Много нареканий звучит к колледжам и техникумам, которые выпускают не тех рабочих, которые нужны современной России. Далеко не все колледжи готовят ребят по перспективным профессиям из топ-50. Есть проблемы с развитием государственно-частного партнёрства, без которого образование не сможет жить и развиваться.

– По результатам конкурса 44 региона в 2018 году получат субсидии на модернизацию региональных систем среднего профобразования, в том числе – для подготовки кадров по специальностям топ-50, – рассказала замминистра Валентина Переверзева.

56 процентов студентов считают, что в вузах не хватает практических занятий

В школах около 20–25 процентов – неуспешные дети, которые с трудом находят себе место в жизни. «Надо учиться с ними работать», – предложила экс-министр образования Московской области депутат Госдумы Лидия Антонова.

По идее, учить педагогов, как работать с разными группами детей, должны институты повышения квалификации. А там зарплата сотрудника – 50 рублей в час. Кто пойдёт за такие деньги? Вот иногда и получается, что педагогов учат люди, чья квалификация гораздо ниже, чем у самих школьных учителей.

– Когда-то китайцы говорили: если твой план на один год – сажай рис, если на 10 лет – выращивай деревья, если на всю жизнь – воспитывай детей. Одна из самых серьёзных задач ближайших лет – воспитание, – согласен с ней её коллега по Госдуме Олег Смолин.

Чтобы образование готовило тех людей, которые нужны экономике, и служило социальным лифтом для самых достойных, надо тратить на него 7 процентов валового национального продукта, а не 3,6 как сейчас.

– Мировой опыт показывает: чем больше стране нужна модернизация, тем выше должны быть расходы на образование, – уверен Олег Смолин. А зарплата педагогов должна привязываться не только к средней по региону, но и к средней по стране.


Также по теме

Новые публикации

13 октября в Монреале и 14 октября в Оттаве под эгидой Координационного совета организаций российских соотечественников Канады, при поддержке детского центра «Мечта» (Монреаль) и оттавской русской школы свв. Кирилла и Мефодия прошла V Всеканадская педагогическая конференция преподавателей русского языка.
16 октября на родину в Пензу вернулись участники первого полевого этапа этнографической экспедиции Русского географического общества «Современный этномир». Экспедиция проводилась с 2 по 16 октября в крупных городах Узбекистана – Ташкенте, Бухаре и Самарканде – местах с наибольшей концентрацией русского и русскоговорящего населения республики.
Несмотря на серьёзное ухудшение отношений между Польшей и Россией, в стране остаётся немало людей, которые поддерживают действенную связь с Россией, с её историей и культурой. В Белостоке уже 25 лет существует Русское культурно-просветительное общество, члены которого – потомки тех русских, кто остался в Польше после развала Российской империи. О том, чем занимается РКПО сегодня, мы поговорили с секретарём общества Андреем Романчуком.
«У юкагиров. Древнейший тундренный народ северо-восточной Сибири» – так называется новая книга-альбом голландского лингвиста Сесилии Оде, вышедшая этим летом на голландском, русском и английском языках в нидерландском издательстве Lias. Эта книга – своего рода дневник, написанный во время лингвистических экспедиций в Якутию, на крайний северо-восток Сибири.
С 5 по 9 октября 2018 г. в столице Болгарии проходил IV Всемирный молодёжный форум российских соотечественников. Тема форума в этом году – «Россия и мир». Это событие по праву считается одним из самых масштабных форумов представителей российской молодёжи за рубежом.
Можно ли по нормам речевого этикета изучать национальный характер? И почему не здороваться, заходя в лифт – это вполне этично? Известный лингвист, доктор филологических наук Максим Кронгауз давно наблюдает за русским речевым этикетом. Своими выводами он поделится на конгрессе РОПРЯЛ, который проходил в Уфе.
С 11 по 14 октября в Уфе проходит VI конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Одна из актуальных для России тем – как сочетать преподавание родного языка в национальных школах с обучением на государственном (русском) языке. Своими мыслями по этому поводу делится ведущий эксперт по билингвизму, профессор Московского педагогического госуниверситета Елизавета Хамраева.
Если бы у старшего научного сотрудника Международного института страноведения имени Лейбница в Лейпциге Изольды Браде спросили, с чем связаны главные метаморфозы её жизни, она, скорее всего, ответила бы: с русским языком. Специалист по урбанистике в России, за свою жизнь она объехала полторы сотни российских больших и малых городов.