RUS
EN
 / Главная / Публикации / Правила жизни Леонида Броневого

Правила жизни Леонида Броневого

Светлана Сметанина11.12.2017

Фото: izbrannoe.com

Он мечтал быть военным или дипломатом, а стал всенародно любимым актёром. Хотя никогда не придавал своей славе особого значения, считая актёрскую профессию, скорее, женским делом. 17 декабря Леонид Броневой отметил бы свой день рождения, но лишь немного не дожил до 89-летия.

Леонид Броневой родился 17 декабря 1928 года в Киеве. Его отец (Соломон Факторович, фамилия Броневой появилась после участия в революционных событиях в Одессе) служил в экономическом отделе органов  госбезопасности. Как рассказывал в интервью сам Леонид Сергеевич, отец вместе с братом занимался поисками подпольных миллионеров и изымал у них золото. После его ареста в 1936 году по обвинению в троцкизме мать жаловалась сыну: «Сколько золота прошло через его руки, хоть бы крупицу себе оставил». С мужем она после этого развелась, сменив сыну отчество на Сергеевич. Отец окончательно освободился лишь в 1954 году. 

В жизни Леонида Броневого после ареста отца изменилось не только отчество. Из Киева пришлось уехать – как оказалось, навсегда. Сначала в ссылку в Кировскую область. Потом в эвакуацию – в Чимкент. Там школьник Лёня Броневой быстро освоил науку выживания: работал учеником пекаря, секретарём-машинистом, подмастерьем в пошивочном цехе кукольного театра. 

В 1945 году поступил в Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского – только в этом институте в анкете не было вопроса про репрессированных родственников. Во время учёбы выучился играть на аккордеоне и подрабатывал в ресторане, исполняя репертуар Вертинского. После окончания вуза начался более чем 10-летний период поиска своего места в профессии. Молодой актёр за эти годы успел поработать в пяти театрах, разбросанных по всему Советскому Союзу – от Магнитогорска до Грозного.

В 1961-м он перебрался в Москву – к родственникам жены, которая к тому времени умерла от рака, оставив его с 4-летней дочкой на руках. В одном из своих редких интервью Леонид Сергеевич признался, что не женился до тех пор, пока дочка не закончила институт, – «чтобы не травмировать». Но зато вторая жена, инженер по профессии, стала для него настоящим подарком судьбы. Именно так он говорил о ней в интервью: «Не может же бог всё время наказывать – то ссылать, то голод посылать. Он наградил меня очень большим подарком – женой. Никогда не думал, что доживу до 85, – это всё благодаря заботе жены».  

Именно вторая половина его жизни стала по-настоящему счастливой и успешной. Вообще на примере таких судеб лишний раз убеждаешься, насколько актёрская профессия зависима от воли случая: пока в 1962 году Леонид Броневой не устроился в Московский драматический театр на Малой Бронной, он зарабатывал на пропитание тем, что играл в домино на Тверском бульваре. 

В театре на Малой Бронной он прослужил 26 лет. Но всё-таки настоящая любовь у артиста случилась именно с театром им. Ленинского комсомола – «Ленкомом», куда он пришёл в 1988 году. Кстати, Марка Захарова всячески отговаривали брать Броневого, убеждая, что у артиста плохой характер. Но сам главный режиссёр «Ленкома» уверен, что большой талант имеет право на капризы: «Обычно у великих мастеров характер – не сахар».

Ну а в 1973 году, когда вся страна, припав к телевизорам, смотрела «Семнадцать мгновений весны», Леонида Броневого накрыла всенародная слава. Матёрый фашист, глава гестапо СС Генрих Мюллер в его исполнении оказался неожиданно «живым», не лишённым человеческих черт и даже в чём-то симпатичным персонажем. Цитаты из фильма немедленно ушли в народ и не устарели до сих пор. «Штирлиц, а вас я попрошу остаться», «контрразведчик должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне – можно» и другие – до сих пор они произносятся с неизменной интонацией Броневого.

Потом были не менее любимые и популярные «Покровские ворота», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви». Так, после сорока пяти Леонид Броневой заслуженно и по праву наконец-то вошёл в золотой фонд актёров советского театра и кино.

Вспоминая сегодня уже почти ушедшее поколение старой советской актёрской школы, невозможно не отметить их довольно равнодушное отношение к материальной стороне всенародной любви и славы. Народный артист СССР, дважды лауреат Государственной премии Российской Федерации, награждённый орденом Трудового Красного Знамени и четырьмя орденами «За заслуги перед Отечеством» Леонид Броневой жил вместе с женой в небольшой двухкомнатной квартире – объяснял, что советская власть приучила довольствоваться тем, что есть, и большего не нужно.

Когда артиста в очередной раз награждали орденом «За заслуги перед Отечеством», тогдашний президент Медведев поинтересовался: «Какие у вас просьбы и пожелания?» Броневой пожал плечами: «Никаких». «Как?» – удивился президент. «А что, все что-то клянчат?» – удивился в ответ артист.

Представить Леонида Броневого что-то там «клянчащим» у сильных мира сего просто невозможно. К слову, на склоне жизни он упоминал в одном интервью, что сестра его отца в своё время эмигрировала в Америку, где стала миллионершей. Причём не где-нибудь, а в Голливуде. Вот так неожиданно совпали сферы деятельности у двух поколений одной семьи. 

Ещё 3 ноября он выходил в «Вишнёвом саде» на сцену «Ленкома» в роли Фирса. Потом попал в больницу, но надеялся, что ещё поправится и вернётся в театр. Говорят, что он никогда не жаловался – не любил, когда говорили о болезнях. Это тоже одно из правил жизни Леонида Броневого – цельного, умного, порядочного человека.  


Также по теме

Новые публикации

Нервозность среди российских олигархов заметно возрастает. И не только среди олигархов, но и просто среди богатых бизнесменов, чиновников и даже отдельных представителей политической элиты, которые держат свои накопления и обладают недвижимостью за границами Отечества.
Каждый Новый год человечество встречает с надеждой на перемены к лучшему, однако на деле всё выглядит совсем не так. Негатив не только не рассеивается в первые рабочие дни нового года, но, напротив, приобретает новые и порой зловещие очертания.
Уникальный в своём роде мультимедийный проект «Россiя. Наследие» ставит перед собой амбициозную задачу – стать летописью и хроникой актуальной реставрации и объединить всех, кто возрождает и сохраняет историческое и культурное наследие нашей страны. О том, насколько это удаётся, рассуждает руководитель проекта Владимир Пирожок.
Индия – наш традиционный, многолетний партнёр, и интерес к русской культуре в этой стране не угасает. В эти дни в Нью-Дели проходит представительная конференция The Raisina Dialogue 2018, которая также показывает, насколько внимательно в Индии относятся к политике России, к возможностям российской «мягкой силы». В предлагаемом тексте рассказывается о работе по распространению русского языка и культуры в Индии.
Лидер «Русского союза Латвии» Татьяна Жданок отказалась от мандата евродепутата и возвращается в Латвию. Она намерена возглавить предвыборную кампанию партии  в связи с предстоящими нынешней осенью выборами в латвийский Сейм. Главная задача, стоящая перед партией, – защита образования на русском языке.
Общероссийский фестиваль природы «Первозданная Россия» в этом году состоится уже в пятый раз. По традиции он пройдёт сначала в Москве, а потом проедет по городам России. За эти годы его посетило более 2,5 миллионов человек. Такую невероятную популярность фотографий дикой природы, наверное, можно объяснить столь же сильной потребностью людей в красоте, их желанием видеть и восхищаться разнообразием природных богатств своей страны.
Есть забава на Руси – на ночь слушать Би-би-си. Жившие в СССР во времена Брежнева люди старшего поколения должны помнить этот немудрёный стишок-шутку. Молодые люди этого не помнят, а действительно, в то время привычным занятием довольно многих советских людей было крутить по вечерам ручку настройки радиоприёмника. Стоило немалого упорства, чтобы сквозь шумы «глушилок» разобрать смысл слов иностранного диктора – из «Голоса Америки», «Радио "Свобода"» или того же Би-би-си.
Как привлечь молодёжь в театры? Где взять пьесы о проблемах современных подростков? Как театр может конкурировать с Интернетом и 3D-кино? В прошлом году эти вопросы стали государственными. Более 200 миллионов рублей из федерального бюджета выделили на поддержку детских и кукольных театров.  Кроме того, по всей стране успешно реализуется проект партии «Единая Россия» «Театры – детям», появляются новые фестивали, конкурсы и театры.