RUS
EN
 / Главная / Публикации / Фестиваль камерной музыки «Зимние вечера на Амстеле» отмечает первый юбилей

Фестиваль камерной музыки «Зимние вечера на Амстеле» отмечает первый юбилей

Инесса Филатова21.12.2017

С 16 по 23 декабря в Амстердаме проходит V фестиваль русской камерной музыки «Зимние вечера на Амстеле». За пять лет фестиваль завоевал прочное место в музыкальной жизни Амстердама и стал её неотъемлемой частью. Корреспондент «Русского мира» побеседовал с основателями фестиваля арт-директором Анной Азерниковой и административным директором Надеждой Елисеевой.

Вдохновлённые Рихтером

–  Прежде всего, я хотела бы поздравить вас с юбилеем. Ваш фестиваль, так и хочется назвать его «Декабрьскими вечерами», всегда проходит с большим успехом, и билеты, насколько я знаю, раскупаются за несколько недель до открытия. 

Анна Азерникова: Спасибо! «Декабрьские вечера» – это источник нашего вдохновения. С момента их основания в 1981 г. я ходила вместе с родителями на концерты камерной музыки в музей им. Пушкина. Это всегда был праздник, который остался одним из самых ярких впечатлений моего детства. И когда я после окончания Московской консерватории переехала в Голландию, я очень хотела, чтобы и здесь был музыкальный фестиваль, способный передать уникальную атмосферу, созданную Святославом Рихтером в Пушкинском музее. Когда в 2009 г. в Амстердаме открылся филиал Государственного Эрмитажа, я поняла, что это возможно. А в 2013 г, в перекрёстный Год культуры России и Нидерландов, эта мечта стала реальностью. Конечно, мы не сравниваем себя с Рихтером,  но мы хотим  разделить с голландской публикой его идею «музыки в музее» и её главную цель – открыть посетителю возможность прочувствовать связь между различными видами искусства. И конечно, познакомить с российскими музыкантами и открыть интересные, но малоизвестные в Нидерландах страницы истории русской музыки.

 

Надежда Елисеева: Программа фестиваля согласуется с темой выставки, которая проходит в Эрмитаже. Перед началом концерта зрители могут посмотреть экспозицию. А так как в это время музей уже закрыт для посетителей, гости фестиваля получают возможность практически эксклюзивного просмотра. Поскольку в этот раз мы празднуем наш пятилетний юбилей, мы решили сделать более широкую и разнообразную программу. Поэтому концерты проходят  не в одном музее, а в трёх. 


Голландские мастера, российские виртуозы и русский музыкальный салон XIX в.

– Это новый формат?

Надежда Елисеева: Дело в том, что тема фестиваля в этом году называется по-голландски Hollandse meesters – meestrlijke russen. При переводе на русский, правда, игра слов теряется – «голландские мастера — виртуозные русские». В нашем Эрмитаже на Амстеле сейчас проходит выставка «Голландские мастера из Эрмитажа. Сокровища царей». Из Санкт-Петербурга впервые привезли лучшие картины мастеров голландского Золотого века, купленные российскими императорами начиная с Петра I. С тех пор эти картины никогда в Голландии не были. То есть «голландские мастера» – это художники, написавшие картины, которые привезли из Петербурга, а «виртуозные русские» – это российские исполнители камерной музыки, которые приехали к нам на фестиваль.   

– Как же их объединить в музыкальной программе? Мне, например, не доводилось слышать о голландской музыке XVII в.

 Анна Азерникова: Я стала думать, когда эти голландцы попали в Россию. Петр I – музыки ещё нет, Екатерина II – ей мы посвящали фестиваль в прошлом году. Следующий этап – Николай I, который выкупил часть художественной коллекции короля Нидерландов Вильгельма II Оранского, мужа младшей сестры Николая Анны Павловны, после его смерти.  В Петербурге в это время процветали музыкальные салоны. 


Такие салоны устраивались в домах русской аристократии, там исполнялись новые произведения русских и европейских композиторов, на них представляли своё искусство европейские знаменитости, приезжавшие в Россию. У Шереметьева был салон, у Одоевского. Новые произведения исполнялись, приглашали новых исполнителей или самых знаменитых – Шумана, Вагнера.

Музыкальный салон меценатов графов Виельгорских был одним из лучших, его знали не только в России, но и в Европе, и принимать в нём участие считалось большой честью на протяжении нескольких десятилетий. Братья Виельгорские сами были превосходными музыкантами. Именно у них прошла первая репетиция оперы Глинки «Жизнь за царя». У них выступали Лист, Роберт и Клара Шуман, Берлиоз, Венявский, Ромберг и другие знаменитые артисты. Михаил Виельгорский много лет дружил с Бетховеном, и своё первое российское исполнение его Девятая симфония получила в музыкальном салоне Виельгорских. Берлиоз назвал этот салон «маленьким министерством искусств».

Здесь это никому неизвестно, хотелось поделиться. Но для того чтобы воспроизвести интимную атмосферу музыкального салона Виельгорских, нужен маленький уютный зал. И я нашла два таких зала в маленьких музеях, расположенных в голландских особняках, – в Mузее сумок (Tasmuseum), там потрясающий красоты зал, и в Кромхаутхаусе (Cromhouthuis, раньше назывался Библейский музей. – И. Ф.).

Надежда Елисеева: Оба музея находятся в шаговой доступности от Эрмитажа, мы старались сделать так, чтобы можно было провести целый день на фестивале и посмотреть разные концерты в один день.
Русская сказка на голландском

– В этом году вы приготовили целую программу для детей.

Надежда Елисеева:  Так как фестиваль расширяется, мы решили сделать отдельную серию детских концертов, которые у нас раньше всегда проходили в Эрмитаже. В Амстеркерке мы покажем музыкальную сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк» на голландском языке. Первый раз этот спектакль прошёл у нас в рамках фестиваля в 2016 г. Его исполнили юные виртуозы из России и Нидерландов – ученики детской музыкальной школы им. Гнесиных –стипендиаты фонда Владимира Спивакова и победители престижного нидерландского Конкурса юных исполнителей имени принцессы Кристины. Рассказчиком выступил Франк Хроотхоф, известный в Нидерландах своими музыкальными представлениями для детей. Успех был таков, что мы пригласили этих же ребят с этой же программой в октябре. Юные музыканты дали представления в Роттердаме, Арнеме и Пюрмаренте. Интерес публики к этому спектаклю был настолько высоким, что мы решили повторить его ещё раз в рамках нашей юбилейной программы 23 декабря.

А ещё мы включили в программу великолепный спектакль кукольного театра Koekla, созданного в Нидерландах потомственной актрисой кукольного театра Кристиной Буковой, «Царевна-лягушка», тоже на голландском языке. 

Праздник музыки 

– Можно ли говорить о том, что за пять лет у «Зимних вечеров на Амстеле» сложилась своя аудитория?

Надежда Елисеева: Безусловно! Мы в этом году благодаря усилиям нашего нового директора Роберта Принса запустили новый сайт, это была очень большая работа. А публика ждала информацию о программе и билетах. Ещё до открытия продажи билетов люди звонили и спрашивали: «Где можно купить билеты? Почему у вас ещё нет информации на сайте о продаже билетов?» Наш фестиваль ждут – и ждут интересных концертов в Эрмитаже.

– Что ещё вы приготовили, чтобы вместе со своей публикой отпраздновать юбилей?

Анна Азерникова: Мы пригласили полюбившихся публике музыкантов – пианиста Алексея Любимова, любимицу голландской публики пианистку Ольгу Пащенко, пианиста Северина фон Эккардштайна, знакомого поклонникам музыки в Нидерландах по выступлениям в рамках престижного цикла концертов Meesterpianisten в Концертгебау, Пламену Мангову и «Дудок квартет». 


Мы представляем нашему зрителю и новую звезду российского исполнительского искусства, одного из лучших виолончелистов Александра Князева. Александр Князев и Пламена Мангова выступали в этом году на «Декабрьских вечерах» в Москве. Нам это особенно приятно. 

Мы приготовили разнообразную музыкальную программу – произведения Глинки, Прокофьева, Рахманинова, Скрябина, Баха и Шумана. 

Один вечер целиком посвящён Рахманинову, в нём принял участие голландский журналист Элгер Нилс, главный редактор музыкального журнала «Мир фортепиано», он рассказал о жизни Рахманинова и о его последнем доме в Европе.  
На вечер, посвящённый музыкальному салону, мы пригласили известного голландского писателя Артура Жапина, его последний роман «Коля» рассказывает о глухонемом мальчике, которого братья Пётр и Модест Чайковские взяли на воспитание. 

Специально для нашего заключительного концерта современный российский композитор Павел Карманов написал музыку на стихотворение Иосифа Бродского «Голландия есть плоская страна...». 

Для заключительного концерта в Эрмитаже мы приготовили красочный маскарад. Нам хотелось воссоздать атмосферу музыкального салона дома Рихтера на основе его дневников. Святослав Теофилович очень серьёзно занимался маскарадом и всегда готовил костюм. Поэтому все музыканты и мы сами надели маскарадные костюмы. И для наших зрителей приготовили в подарок маски. 
Пять лет успеха

– Юбилей – это не только праздник, но и время подводить итоги и строить новые планы.

Надежда Елиеева: Прежде всего, мы очень благодарны всем, кто был с нами. С самого начала нас поддерживает посольство России в Нидерландах, помогая в организации фестиваля и поиске спонсоров. 


Анна Азерникова: Мы очень гордимся, что на нашем фестивале играли такие выдающиеся музыканты, как Борис Березовский, Наталья Гутман и Святослав Мороз, Алексей Любимов, Северин фон Эккардштайн, что на самый первый наш фестиваль, когда о нас ещё никто не знал, к нам приехал квартет им. Бородина. Мы счастливы, что можем знакомить публику с талантливыми юными музыкантами из Детской музыкальной школы им. Гнесиных и победителями престижного голландского Конкурса молодых исполнителей им. принцессы Кристины. 

Мы многому научились, в том числе с юмором относиться к возникающим трудностям. Мы хотим, чтобы наш фестиваль рос, чтобы все знали, что в декабре надо бежать в Эрмитаж на «Зимние вечера». 

Также по теме

Новые публикации

Современное движение городов-партнёров, в орбиту которого вовлечены многие десятки российских и зарубежных городов, демонстрирует все  предпосылки не только к успешному выживанию, но и к расширению. Более того, в современных условиях оно оказывается одним из наиболее эффективных средств народной дипломатии.
В ФРГ всерьёз рассматривают вопрос о выходе из режима антироссийских санкций. Как информирует The Wall Street Journal, министр финансов Германии Олаф Шольц во время своего пребывания в США намерен обратиться к американскому президенту Д. Трампу с просьбой освободить немецкие компании от участия в экономических мерах, направленных против России.
В эти дни молодёжный русский драматический театр «С улицы Роз» празднует 40-летие. На протяжении 10 лет театр при поддержке фонда «Русский мир» проводит фестиваль камерных театров «МОЛДФЕСТ.РАМПА.РУ», одной из главных задач которого является пропаганда русского языка в Молдавии.
Детский коллектив Multicultural Talent Academy из Перта не нужно представлять в Западной Австралии. Учеников Наташи Эренфелд знают и многие любят уже давно. Творческий коллектив, в котором танцуют дети российских соотечественников, открыл  сезон 2018 года и сейчас готовит большой проект, посвящённый истории России.
17 апреля в фонде «Русский мир» состоялся семинар российских и китайских экспертов «Российско-китайское сотрудничество в международной интеграции в рамках инициативы "Один пояс – один путь"». Встреча была организована фондом совместно с Национальным исследовательским комитетом БРИКС.
Сирия подверглась массированному удару со стороны т.н. «Западной коалиции». Правда, на сей раз США не удалось мобилизовать всех своих союзников, но Великобритания и   макроновская Франция решились на беспрецедентный акт военной агрессии против суверенного государства в нарушение всех норм международного права и Устава ООН.
14 апреля по всему миру прошла ежегодная образовательная акция «Тотальный диктант», в рамках которой любители русской словесности смогли проверить свои знания. Активное участие в акции приняли и коллективы Русских центров, созданных фондом «Русский мир» во многих университетах и других образовательных институциях в ближнем и дальнем зарубежье.
14 апреля в 75 странах мира проходит образовательная акция «Тотальный диктант», в рамках которой любой желающий – россиянин и иностранец – может проверить свой русский язык. В этом году были организованы выборы столицы Тотального диктанта, которой стал Владивосток. Здесь к работе по организации диктанта активно подключился дальневосточный филиал фонда «Русский мир».