RUS
EN
 / Главная / Публикации / Верность традициям

Верность традициям

Дмитрий Климов18.05.2018


В этом году исполняется 275 лет со дня основания в России первых кадетских корпусов – Морского кадетского корпуса и Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, что ознаменовало собой развитие «сквозного» военного образования в России. Традиционно кадетские корпуса считаются ступенью в военной карьере офицера, однако на протяжении более 100 лет в России они были и единственной ступенью до масштабной реформы.

Разумеется, возникли кадетские корпуса не на пустом месте, а в результате начавшейся ещё во времена царствования Петра I коренной реформы всей системы образования в России, в т. ч. (и в особенности) военного. В 1701 г. была открыта Школа математических и навигацких наук. Но, строго говоря, это учебное заведение нельзя было считать чисто военным, поскольку, выражаясь современным языком, оно занималось и подготовкой гражданских специалистов, хотя, конечно, предпочтение отдавалось военно-морскому делу. 

Даже в наше время, которое привыкли считать «веком гуманным и просвещённым», как впрочем, и два предшествующих столетия, многое, к сожалению, приходится решать при помощи силы, а 300 лет назад это был чуть ли не единственный универсальный способ решения всех – как внутренних, так и внешних – проблем. Армия играла чрезвычайно важную роль, и ей требовались грамотные и обученные своему делу «служивые люди». Свой чисто военный статус Школа обрела с преобразованием её в Морской кадетский корпус. 

 Сухарева башня в Москве, где располагалась Школа математических и навигацких наук

Экскурс в историю

В 1721 г. Пётр I посчитал за благо для страны учить детей и подростков военному делу и сделал подобное образование довольно массовым. Развитие даже примитивной военной техники того времени требовало хотя бы элементарных знаний. Солдатских детей, будущее которых связывали с армией, стали обучать грамоте, строевой подготовке, основам артиллерийского дела и другим военным премудростям в гарнизонных и полковых школах начиная с 7 лет. Затем, уже в 15 летнем возрасте, их воспитанники зачислялись в воинские части. Однако и этого оказалось недостаточно. 

Само слово кадет происходит от французского cadet и означает «младший». В дальнейшем так называли младших отпрысков дворянских фамилий во Франции, а затем младших офицеров в армиях Франции и Пруссии. 

В России в употребление этот термин ввел генерал-фельдмаршал немецкого происхождения граф Х. А. Миних. Он прославился как один из сподвижников Петра Великого, проявивший искусство в инженерном деле, особенно в строительстве укреплений Кронштадта, развитии дорог и морских коммуникаций. Граф Миних, или точнее Мюних, являлся генерал-губернатором новых российских земель, обретённых в ходе Северной войны 1700–1721 гг. – Ингерманландии и Карелии.  В царствование Анны Иоанновны с немецкой педантичность привёл в порядок армейские финансы, организовал госпитали. Не забыл и об обучении военному делу, подав на Высочайшее имя проект создания «Корпуса кадет».

В 1743 г. проходит первая реформа военного образования, в ходе которой и возникли два самых первых кадетских корпуса. От них и принято вести историю кадетства в России. В дальнейшем уже при Екатерине II решено было создать также артиллерийский и инженерный кадетские корпуса в силу необходимости дальнейшей специализации. 

К 1855 г. в России существовало 11 кадетских корпусов 1-го класса и 5 кадетских корпусов 2-го класса. Для получения полного курса военного образования выпускники кадетских корпусов 2-го класса, имевших только начальные классы, переводились в кадетские корпуса 1-го класса. 

После военной реформы 1863 г. на базе многих остающихся в Российской империи кадетских корпусов стали организовываться высшие военно-учебные заведения. Например, Павловский кадетский корпус был преобразован в Павловское военное училище, а Александровский сиротский кадетский корпус – в Александровское военное училище.

Существовала своя собственная кадетская субкультура и традиции, о которых немало написано в художественной литературе. Наиболее подготовленными считались офицеры, прошедшие все стадии подготовки: кадетский корпус – военное училище – военная академия. Но таковых в русской императорской армии накануне Первой мировой войны насчитывалось немного. Так, в 1912 г. из 48,6 тыс. офицеров и генералов  низшее и домашнее образование имели 13,4 тыс. человек (свыше 27 %). Высшее образование, включая получивших образование в академиях, насчитывалось только 3,4 тыс. человек (около 7%). 

К 1917 г. на территории России существовало 30 кадетских корпусов, однако уже в 1918 г. по решению правительства большевиков все они были закрыты. Во время Гражданской войны слово «кадеты» часто использовалось для обозначения частей Белой армии. Некоторые кадетские корпуса продолжали работать и после Октябрьской революции 1917 г., но уже в условиях эмиграции. Так, кадетские корпуса были открыты в Китае (Шанхай), Тунисе (Бизерта), Королевстве Югославия (Горожда) и других странах.

Возрождение военного образования для подрастающего поколения

Строго говоря, историю нового кадетства следует вести с Постановления Совета Народных Комиссаров СССР № 901 от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», на основании которого были созданы суворовские военные училища. Это произошло ровно через 200 лет после появления в России первых кадетских корпусов. В 1944 г. появляются и нахимовские военные училища. 

Основная задача кадет современной России – сохранение вековых традиций российской истории и её вооруженных сил, воспитание патриотизма, чувства ответственности за будущее своей страны. Кадеты – традиционные участники многих значимых мероприятий, напоминающих о славных делах и подвигах их предков

С середины 1990-х гг. стали создаваться и собственно кадетские училища. Ранее подобное название было практически исключено по идеологическим соображениям, но после известных перемен кадеты вышли из-под негласного запрета. Сегодня в России действует 75 кадетских (из них 9 президентских и 9 относящихся к ведению Министерства обороны РФ) и 12 суворовских училищ, к которым следует добавить также Нахимовское военно-морское училище в Санкт-Петербурге.

Основная задача кадет современной России – сохранение вековых традиций российской истории и её вооруженных сил, воспитание патриотизма, чувства ответственности за будущее своей страны. Кадеты – традиционные участники многих значимых мероприятий, напоминающих о славных делах и подвигах предков.

Незадолго до празднования святого для всех россиян праздника – Дня Великой Победы – состоялась торжественная церемония в честь 190-летия подъема на линейном корабле Русского императорского флота «АЗОВЪ» кормового Андреевского «со знамением святого Георгия» флага. Необходимо отметить, что спущенный на воду в 1826 г. линейный корабль «Азов» отличился в Наваринском сражении 1827 г., ставшем частью национально-освободительной борьбы Греции против османского владычества. «Азов» вел бой одновременно с пятью кораблями противника. В итоге все пять кораблей вражеской эскадры были сожжены. На этом корабле служил и лейтенант П. С. Нахимов – будущий адмирал и герой обороны Севастополя во время Крымской войны 1853–1856 гг. 

В торжественной обстановке на 16-метровом флагштоке, установленном на берегу исторического Серебряно-Виноградного пруда рядом с Музеем истории основания Российского флота, была поднята реконструкция знаменитого флага.

Поднятие кормового Андреевского со знамением святого Георгия флага корабля «Азов»

В почётном карауле под яркими лучами весеннего солнца застыли совсем юные кадеты, представляющие Московские морские кадетские классы, Серпуховский адм. Н. О. Эссена кадетский корпус, Московский морской кадетский корпус «Навигацкая школа», КЮМ «Морская бригада» (г. Серпухов), классы Морской пехоты центра образования  № 1858, Морские кадетские классы школы № 630 «Лингвистический центр» имени дважды Героя Советского Союза Г. П. Кравченко, кадетские атамана М. И. Платова классы школы № 2121, «Образовательный  комплекс имени маршала Советского Союза  С. К. Куркоткина». 

Торжественное построение

Среди почётных гостей были директор Греческого культурного центра Теодора Янници; представители наций – участниц Наваринского сражения – Великобритании, Франции; К. И. Шалахин – потомок П. Ф. Анжу, русского адмирала и участника  сражения; советник  предводителя Российского лворянского  собрания Г. Н. Гришин; заместитель командира ракетного крейсера «Варяг» и многие другие  узнаваемые лица.
 
Оркестр Морских кадетских классов исполнил национальные гимны стран, эскадры которых принимали участие в Наваринском сражении: «Боже, Царя храни», «Боже, храни Королеву», «Марсельезу».
 
 Оркестр ММКК

Под  пушечный салют гордо взмыл на флагштоке кормовой  Георгиевский флаг корабля «Азов». Размеры флага поистине морские – 8 м на 14 м. Кадетами был исполнен старинный русский воинский ритуал «Зоря с церемонией». Затем, строго держа равнение на Георгиевский флаг, стройными рядами, чеканя парадный шаг прошли юные кадеты.
Марш кадет

Одним из основных организаторов церемонии выступили Морские кадетские классы РДОО ПК «Гардемарины», которые с 1994 г. осуществляют свою деятельность с целью восстановления и развития традиций кадетского воспитания и просвещения в нашей стране. За прошедшие годы классы выпустили значительное число воспитанников. Кадеты МКК участвовали во всех кадетских съездах, проводившихся на территории России начиная с 1998 г. 

Открытие выставки, посвящённой Наваринскому сражению
 По крупицам собирая историю традиций Императорских и зарубежных кадетских корпусов,  МКК прилагают все усилия для их возрождения. В 1996 г. был проведён Первый кадетский бал в Царицыно. Организована первая картинная галерея, первый  кадетский музей,  с 1998 года и по настоящее время проводится ежегодный кадетский фехтовальный турнир «Золотой палаш», а с 2001 года регата «Алый парус» и ежегодные городские Слёты морских кадет и юных моряков г. Москвы. 

Одним из основных направлений в работе МКК является создание парусной учебной флотилии. Все воспитанники МКК проходят обучение хождению под парусом и морскому делу. Именно на палубах парусников от рулевого детского швертбота «Оптимист» и до практиканта-юнги на учебных парусных судах – барке «Крузенштерн» и фрегате «Паллада» – формируются характеры наших кадет, воспитывается сила воли, смелость и любовь к Отечеству. 

На сегодняшний день флотилия МКК насчитывает около 30 единиц. Подавляющее число парусных яхт строится руками самих воспитанников. Введены в строй гафельный кеч «Штандартъ», иол «Память Меркурия», килевая гафельная шхуна «Александра», шлюп «Пётр Великий». А с 2002 года построены лёгкие гафельные  шхуны «Анастасия», «Пантелеймон», «Цесаревич Алексей». Непосвящённым мало что скажут названия типов судов, ушедших, казалось, навсегда в историю, а морские кадеты разбираются во вверенном им деле досконально.

Флотилия парусных судов МКК используется для проведения тренировок на воде, парусных сборов, яхтенных походов, регат и соревнований.

Российские традиции сохраняются и приумножаются. 

Также по теме

Новые публикации

Накануне многие зарубежные издания обращали внимание на прекрасную организацию чемпионата мира по футболу в России, а сегодня отметили отличную игру нашей сборной в дебютном матче со сборной Саудовской Аравии. Действительно, нам есть чем гордиться и чему радоваться.
Журналисты крупнейшего телеканала Бразилии Globo-news 10 июня снимали материал о православии в России. Съёмочная группа посетила Спасский храм в Усово Одинцовского района в Подмосковье по благословению митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия. Журналисты работают в нашей стране в рамках освещения чемпионата мира по футболу. Они готовят серию репортажей о России, которая для большинства бразильцев пока очень далека и очень непонятна.
28–31 мая в Йоханнесбурге прошёл юбилейный 10-й Академический форум БРИКС «Путь к развитию социально-ответственной экономики через инклюзивное развитие». В числе других научных и экспертных центров Россию на форуме представлял Национальный комитет по исследованию БРИКС, учреждённый фондом «Русский мир» и Российской академией наук.
12 июня участники проекта «Поезд дружбы Берлин – Москва», проехавшие за неделю по 9 различным маршрутам по регионам России, вернулись в Москву. За это время они посетили Санкт-Петербург, Крым, Сочи, Вологду, Нижний Новгород, Байкал и даже Чечню. Главное впечатление от поездки: общее желание людей из разных стран жить в мире и дружбе не в силах изменить никакая антироссийская пропаганда.
«В вопросе изучения русского языка надо исходить от потребностей наших граждан, а не требований отдельных политиков», – министр образования и науки Киргизии Гульмира Кудайбердиева  рассказала о положении русского языка в стране. По словам министра, несмотря на призывы отдельных политиков отказаться от изучения русского языка, руководство страны этого делать не планирует. Напротив – чиновники ведут переговоры с Россией об отправке в Киргизию волонтёров-преподавателей русского языка.
Обстановка на Донбассе снова серьёзно обостряется. Эта тема чётко прозвучала во время «прямой линии» президента России Владимира Путина, во время которой он в прямом телеэфире отвечал на вопросы россиян.
8 июня в Госдуме состоялось расширенное заседание рабочей группы по доработке проекта федерального закона об изучении родных языков. На заседании был представлен и обсуждён текст поправок к законопроекту, подготовленных с учётом замечаний, прозвучавших от регионов и общественности.
Почти семь тысяч болельщиков из Коста-Рики готовятся приехать на чемпионат мира по футболу. Впервые в истории страны такое количество её жителей одновременно посетят Россию. Ну а несколько месяцев перед этим большинство из них усиленно учили русский язык. О том, как это происходило, рассказывает директор Русского центра в Сан-Хосе Эрнесто Хименес.