EN
 / Главная / Публикации / Российские вузы не доверяют посредникам и делают ставку на лояльных абитуриентов

Российские вузы не доверяют посредникам и делают ставку на лояльных абитуриентов

РОПРЯЛ11.04.2019

Фото: 1obl.ru

Российское общество преподавателей русского языка и литературы продолжает серию исследований, посвящённых практике набора и языковой адаптации иностранных абитуриентов в вузах России. В новый сборник, опубликованный на сайте РОПРЯЛ, вошли материалы, предоставленные 37 университетами из 35 российских городов, а также данные опросов 380 зарубежных абитуриентов.

Цель исследования — охарактеризовать практику работы подготовительных отделений для иностранных граждан в различных регионах Российской Федерации, выделить ключевые особенности работы этих отделений и охарактеризовать наиболее типичные проблемы, с которыми сталкиваются эти структурные подразделения в своей повседневной работе.

Исследование показало, что география набора зарубежного контингента учащихся в российские вузы демонстрирует серьёзный дисбаланс: совокупная доля набора из стран Европы, Балканского региона, Северной и Латинской Америки суммарно не набирает 8 % от общей численности абитуриентов, привлекаемых в российские вузы. Основными партнёрами России в плане рекрутинга остаются страны Юго-Восточной Азии (44,2 %), а также Ближнего Востока и Северной Африки (29,5 %).


В десятку стран-лидеров по отправке абитуриентов в рассматриваемые университеты вошли Китай, Монголия, Египет, Ирак, Туркменистан, Сирия, Марокко, Иордания, Вьетнам, а также Колумбия, совокупная доля которых в структуре набора составляет 64,3 %.

Практика набора зарубежного контингента на подготовительные отделения в значительной мере ориентирована на традиции и достижения советского периода: Россию в качестве направления для обучения нередко выбирают учащиеся, родители либо родственники которых обучались в советских вузах. Отечественные вузы имеют дело преимущественно с тем сегментом целевой аудитории, который уже лоялен к российскому образованию: 80 % опрошенных подтвердили, что не рассматривали каких-либо альтернатив России.

Одной из существенных проблем, затрудняющих продвижение подготовительных программ как единого формата обучения в масштабах всей страны, является существенное варьирование сроков, а значит, и содержания обучения. Мониторинг выявил отсутствие единообразия в вопросе выдачи документа об обучении на подготовительном отделении: несмотря на то, что 78 % университетов выдают своим выпускникам сертификат, имеется практика выдачи документов других форматов (справка, свидетельство).

Достаточно закрытыми остаются российские вузы для зарубежных компаний-рекрутеров, которые активно работают на мировом рынке образовательных услуг. Только 14 университетов обращаются к этой форме работы, что говорит о недоверии к коммерческим структурам-посредникам, нежелании либо невозможности делегировать права по набору учащихся экспертам региональных рынков. В числе наиболее популярных инструментов маркетинга – международные образовательные выставки, прежде всего в Китае, и реклама в печатной прессе (примечательно, что лишь 3 % опрошенных абитуриентов указали печатную прессу как источник информации о вузе). Вместе с тем 26 % опрошенных иностранных учащихся подтвердили, что нашли информацию об интересующем их вузе именно в глобальной сети.

По мнению подавляющего большинства опрошенных представителей вузов, наиболее острой проблемой развития подготовительных отделений является отсутствие единой программы поддержки довузовской системы подготовки иностранных граждан, в рамках которой возможно было бы внедрение единых подходов к оценке качества их работы, организации научно-методического и материально-технического обеспечения инфраструктуры по приёму иностранных учащихся. Важной участникам опроса представляется также задача расширения географии набора и повышения интенсивности рекрутинговых мероприятий.

Полный текст исследования представлен на сайте РОПРЯЛ (2019 г.)

Первая часть исследования (2016 г.)

Источник: РОПРЯЛ

Также по теме

Новые публикации

Известный венгерский поэт Ласло Секей перевёл на венгерский все самые популярные и любимые русские песни знаменитого поэта-песенника Алексея Фатьянова. И благодаря  знакомству с его творчеством он увлёкся переводами других современных российских поэтов-песенников. А венгерская публика с удовольствием слушает эти песни в исполнении Ласло Секея.
Со времён Петра I русская морская терминология складывалась на основе голландской, сказалось на ней и мощное английское, немецкое и итальянское влияние. Благодаря расшифровке этих специфических терминов можно реконструировать события, связанные со славой русского флота, например, ход Чесменской битвы.
В сентябре 2020 г. в Российском университете дружбы народов начнёт работу Цифровой подготовительный факультет. Это современный образовательный проект, благодаря которому иностранные студенты смогут удалённо подготовиться к обучению в различных российских вузах.
«Я считаю, что чем реже мы меняем Конституцию, тем лучше. Это придаёт устойчивость государственной системе. Каждая смена Конституции – серьёзный удар по стабильности политической. Поэтому Путин не пошёл по пути принятия новой», – сказал В. Никонов.
В период пандемии российские соотечественники в Малайзии организовали гуманитарную миссию, которая стала помогать аборигенам, живущим в джунглях. О том, как возникла такая идея, и живут русские в Малайзии, рассказывает учредитель ассоциации «Женщины России в Малайзии» Катерина Чулкова.
Как-то раз в адрес службы экстренной лингвистической помощи международного проекта «Современный русский» пришло такое сообщение: «Прочитала у Набокова: "на круглой площадке, до смешного плевелистой..." Не могу найти в сети значение слова плевелистый. У Даля нашла: плевелистый – тот, в котором много плевел. Плева – это оболочка. Почему тогда "до смешного плевелистой" площадке?». Попробуем разобраться.
Русский язык не знает выходных, не боится пандемий, а самоизоляция тех, кто стремится им овладеть, иногда идёт ему на пользу. После месяцев работы в режиме онлайн курсы русского языка по всему миру начинают активно набирать офлайн-группы.