RUS
EN
 / Главная / Публикации / Русские и русский язык в Узбекистане. Итоги экспедиции РГО

Русские и русский язык в Узбекистане. Итоги экспедиции РГО

Пензенское областное отделение Русского географического общества09.10.2019

В 2018 – 2019 гг. Русским географическим обществом (Пензенским областным отделением РГО) была проведена этнографическая экспедиция «Современный этномир (Средняя Азия)», участники которой побывали в Узбекистане, Казахстане и Киргизии. Главная задача экспедиции состояла в том, чтобы выяснить, как живёт в этом регионе русскоязычное население, что происходит в регионе с русским языком и русским культурным наследием.

В итоге распада СССР и прекращения его существования как государства в 90-х годах ХХ века миллионы соотечественников оказались во вновь образованных независимых государствах на положении национальных меньшинств. Русское и русскоговорящее население за рубежом столкнулось со сложной политической, экономической, культурной и психологической ситуацией, но сохранило свою национальную идентичность, культуру и язык. Одним из регионов постсоветского пространства, где проживает значительная часть русского и русскоговорящего этноса (татары, башкиры, крымские татары, украинцы, белорусы, немцы, армяне) является Средняя Азия, где число проживающих соотечественников в настоящее время составляет около 4,8 млн чел., – численность упала вдвое по сравнению с данными 1989 г.

В связи с этим в 2018 – 2019 гг. Русским географическим обществом (Пензенским областным отделением РГО) была проведена международная этнографическая экспедиция «Современный этномир (Средняя Азия)», состоящая из двух этапов: первый полевой в октябре 2018 г. был проведён по Республике Узбекистан, второй этап в апреле 2019 г. – по Казахстану и Киргизии. Экспедиция проводилась с целью изучения особенности культурного воспроизводства среди этнических русских и русскоговорящих жителей Средней Азии, в частности: адаптационных процессов, традиционных элементов культуры, особенностей их сохранения и воспроизводства в отрыве от основной этнической территории – в иноэтничном окружении, а также – исследование религиозной жизни и межконфессионального взаимодействия в условиях изоляции от российских религиозных центров.

В Узбекистане экспедиция проводилась с 2 по 16 октября 2018 г. по крупным городам страны – Ташкенту, Бухаре и Самарканду – местам с наибольшей концентрацией русского и русскоговорящего населения республики. Это было обусловлено целями и задачами исследований. Подобные экспедиции ранее не проводились, соответственно, она стала первой этнографической экспедицией РГО в Узбекистан.

Динамика русского населения в Узбекистане

Первой страной для изучения был выбран Узбекистан. Это связано с тем, что здесь, в единственной из всех республик Средней Азии, после распада СССР перепись населения ни разу не проводилась. В 1989 г., по данным последней Всесоюзной переписи населения, в Узбекской ССР проживало 1 653,5 тыс. чел. русского населения. Русские тогда составляли вторую по численности национальность в этническом составе населения республики, на их долю приходилось 8,3 % жителей Узбекистана.

В первые постсоветские годы численность русского населения стремительно уменьшалась в связи с интенсивной внешней миграцией, что в целом соответствовало общим для всего пространства бывшего СССР тенденциям. В результате, по данным текущей статистики на 2000 г., в республике проживало 1 199 тыс. русских, составлявших на тот период 4,9 % её населения. К 2005 г. количество русских сократилось на 215 тыс. чел. и составляло уже 983,6 тыс. чел. (3,8 % населения республики). В 2013 г. число русских составило 809,5 тыс. чел., что соответствовало 3,3 % общей численности жителей страны. По данным Госкомстата Узбекистана, на 1 января 2017 г. в республике проживали около 750 тыс. русских, на долю которых приходилось 2,2 % населения республики. 

В целом эта цифра в основном не соответствует неформальным оценкам количества проживающих в Узбекистане русских (300-400 тыс. чел.), периодически появляющимся в Интернете.


За 1989 – 2017 гг. численность русского населения Узбекистана сократилась в 2,2 раза, а его доля в общей численности жителей республики – в 3,8 раза.

Вместе с тем, наблюдалось некоторое уменьшение темпов падения численности русского населения Узбекистана, что объясняется, очевидно, постепенным снижением его миграционного потенциала.

Следует отметить, что прослеживаемые тенденции связаны не только с миграционным фактором, но и с возрастной структурой русского населения страны, а также значительно меньшим количеством детей в русских семьях по сравнению с представителями коренных национальностей Среднеазиатского региона. Примечательно, что уровень рождаемости у других некоренных национальностей республик Средней Азии близок к тому, который характерен для русского населения.


Наблюдается резкая неравномерность распределения русского населения по территории Узбекистана – большинство соотечественников проживает в столице, столичной области и крупных региональных центрах. Большая концентрация русских в городах связана, прежде всего, с их традиционно сложившейся преимущественной занятостью в индустриальном и финансовом секторах, образовании, здравоохранении, науке и культуре.

Ещё в советский период большинство русских жителей Узбекистана (более 40 %) концентрировалось в столице республики – Ташкенте. В последующие годы поляризованная география русского населения выразилась ещё рельефнее. Хотя говорить о резком росте удельного веса столицы в пространственной структуре русской диаспоры Узбекистана за последние четверть века всё-таки не приходится (46 % в 2017 г. против 42,4 % в 1989 г.). Второй показатель удельной доли русского населения на протяжении всего рассматриваемого периода сохранился за Ташкентской областью (около 19 % общей численности русской диаспоры республики). Третью и четвёртую позиции продолжают удерживать Самаркандская и Ферганская области (по данным на 2017 г., 6,5 % и 5,7 % соответственно).

Можно выделить компактные ареалы проживания русских в Узбекистане: г. Ташкент и Ташкентская обл. (г. Чирчик, г. Алмалык, г. Бекабад, г. Ангрен, г. Ахангаран), Навоийская обл. (г. Навои, г. Зарафшан, г. Учкудук), г. Фергана, г. Кувасай, г. Самарканд, г. Каттакурган, Бухарская обл. (г. Каган), а также некоторые сельские районы Ташкентской и Сырдарьинской областей, железнодорожные пристанционные посёлки, возникшие в 19 в. вдоль Закаспийской железной дороги. Эти этнотерриториальные структуры сложились исторически, главным образом в связи со специализацией хозяйства, развитием индустриализации и урбанизацией отдельных территорий, в целом сохранившись в постсоветский период на фоне общего сокращения численности русских в стране.

Русский язык в Узбекистане

Результаты опроса респондентов (56 чел.) среди русских граждан Узбекистана – жителей ТашкентаСамарканда и Бухары – в ходе первого этапа экспедиции «Современный этномир (Средняя Азия)» показали, что опрашиваемые в большинстве своём эмигрировать не планируют, за исключением 10 %, желающих воссоединиться с членами семьи, которые выехали в Россию после распада СССР. Социально-экономическое положение всех опрошенных соотечественников – стабильное, благодаря государственной политике современного руководства Узбекистана, в том числе и кардинально изменившемуся отношению к русскому языку.

Русский язык в республике, не имея официального статуса, сохраняет большое значение в общественно-государственной жизни страны и широко используется в различных сферах. Он изучается в узбекских школах как обязательный предмет с 2-класса в объёме 2 часов в неделю, а также на первом курсе средних специальных учебных заведений (4 часа в неделю) и на первом курсе вузов (160 часов).

Учебная нагрузка, отведённая в образовательных учреждениях с узбекским языком обучения на изучение русского языка, идентична объёму нагрузки, отведённой на преподавание узбекского языка в русскоязычных учебных заведениях всех уровней. Учителей русского языка готовят все вузы Узбекистана с языковой и педагогической специализацией.

В быту использование русского языка главным образом ограничено представителями русского и других некоренных народов республики, самыми многочисленными из которых являются татары, корейцы, украинцы, азербайджанцы, армяне. Среди титульной же и родственных ей наций коммуникативное значение русского языка относительно велико, в основном, у выпускников русских школ. В целом уровень владения коренного населения русским языком последовательно возрастает от периферии к столице, так как в этом направлении расширяется русскоязычная среда и сфера его применения, а следовательно, повышается объективная потребность в его изучении. В Ташкенте нередко можно встретить узбеков, которые говорят по-русски так же хорошо, как на своём родном языке.

Для сохранения общественно-культурной роли и значения русского языка и русской культуры в целом большой вклад в республике вносят образовательные учреждения, ведущие деятельность на русском языке. Таковые имеются на всех уровнях образовательной системы страны, в частности, дошкольном, среднем общеобразовательном, среднем специальном и высшем.

Ключевое, наиболее массовое значение имеют, безусловно, общеобразовательные школы с русским языком обучения. После развала Союза количество русских школ в республике стало довольно быстрыми темпами сокращаться, что было связано, в первую очередь, с миграционным оттоком русского населения и представителей других некоренных национальностей, основным языком для которых был русский. Кроме того, принципиальные перемены во всех сферах общественной жизни повлияли на языковые предпочтения представителей титульной и родственных ей наций, что на первых порах вызвало значительное снижение их интереса к получению образования на русском языке. Однако к середине 2000-х годов тенденция изменилась. Это выразилось в постепенном увеличении числа школ с русским языком обучения (главным образом за счёт открытия русских классов в школах с узбекским и другими языками обучения) и увеличении числа учеников в таких школах.


В настоящее время русские школы занимают второе место по численности учащихся в Узбекистане, где школьное обучение ведётся на 7 языках. Примечательно, что при удельном весе русских в этническом составе населения в 2,3 %, учащиеся школ с русским языком обучения составляют в настоящее время 10 % всех школьников республики.

РПЦ – связующее звено русского населения Узбекистана

Православные являются наиболее многочисленным конфессиональным меньшинством в Узбекистане, где более 90 % населения являются мусульманами-суннитами. Первые приходы Русской православной церкви появились на территории современного Узбекистана в 1860-е годы в Самарканде, Джизаке, Бухаре. В 1871 г. была учреждена Туркестанская епархия Московского патриархата, от которой берёт своё начало нынешняя Ташкентская и Узбекистанская епархия, входящая в состав Среднеазиатского митрополичьего округа РПЦ, центром которого является Ташкент.

В настоящее время Ташкентская и Узбекистанская епархия РПЦ подразделяется на 5 церковных округов (благочиний): Бухарский, Гулистанский, Самаркандский, Ташкентский и Ферганский, которые объединяют 35 православных приходов, а также 3 монастыря. Православные приходы имеются во всех без исключения регионах республики, но наибольшее число культовых объектов РПЦ сосредоточено в Ташкентской, Самаркандской, Сырдарьинской, Навоийской областях и городе Ташкенте. Показательно, что процессы возрождения религиозных ценностей, активно протекающие в новейший период истории Узбекистана, благотворно сказались и на развитии инфраструктуры РПЦ в стране. Так, немало храмов было открыто в Узбекистане после достижения независимости, в частности, в городах Учкудук (1993), Ахангаран (1994), Газалкент (1996), Нукус (2002), Чиназ, Красногорск (2007), Ургенч (2013) и других. В 1990 г. было открыто Ташкентское духовное училище, которое в 1998 г. преобразовано в Ташкентскую духовную семинарию.

Участники экспедиции посетили в общей сложности 5 православных храмов в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, пообщались со служителями и прихожанами.


Произведённые исследования показали, что именно РПЦ является главным объединяющим звеном для русского населения республики в деле сохранения традиционной культуры, языка и национальных традиций.

Деятельность же национальных культурных центров и Россотрудничества, в основном, проявляется в столице страны. Работа по сохранению русской национальной культуры и культуры других российских народов в регионах ведётся, скорее, на любительском уровне, главным образом по инициативе педагогов русских школ.

Русские и русскоговорящие жители Узбекистана ведут большей своей частью современный урбанизированный образ жизни, лишённый ярко выраженного национального облика, а компактные общины соотечественников на селе фактически прекратили своё существование. Соответственно, традиционные элементы русской культуры, учитывая в т. ч. влияние советского прошлого, русскоговорящими жителями Узбекистана утрачены. Однако благодаря деятельности энтузиастов на местах ощущается стремление местного русскоязычного населения к возрождению национальной культуры.


Важнейшая особенность межнациональных и межконфессиональных отношений в Узбекистане заключается в высокой степени толерантности, и это заслуживает особого внимания.

Также по теме

Новые публикации

В сентябре лидер болгарского движения «Русофилы» Николай Малинов был задержан по обвинению в шпионаже в пользу России.  Волна обысков и допросов прошла у активистов НПО, выступающих за добрососедские связи с Россией. Николай Малинов рассказал о своём аресте, связях с Россией и о том, кто заинтересован в разрушении российско-болгарских отношений.
В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения знаменитого русского изобретателя Владимира Зворыкина – «отца телевидения». В России его имя долгое время было неизвестно. Но и в США, где изобретатель прожил основную часть жизни, он одно время был под надзором ФБР, подозревавшего в нём русского шпиона.
Десять лет назад в Кракове был открыт Русский центр фонда «Русский мир», который сразу же стал очень популярным у студентов как Педагогического университета, при котором он работает, так и других вузов Кракова. Во многом благодаря работе Русского центра интерес к России, её культуре и языку у польской молодёжи не только не ослабевает, но даже растёт. Чем привлекает сегодня Русский центр, рассказывает его бессменный руководитель Хелена Плес.
Осень принесла нашим соотечественникам, живущим в Латвии, ожидаемые неприятности. В школах нацменьшинств начался перевод обучения на латышский язык. Невзирая на то, что в младших классах дети ещё мало что понимают на неродном для них языке, половину предметов они вынуждены осваивать практически вслепую. В старших классах на долю русского языка пока приходится 20 процентов предметов, но через два года все среднее образование будет только на государственном.
Как реально увеличить зарплату педагогов и вернуть престиж профессии учителя? Сколько молодых специалистов сейчас приходит в школы? Какие нововведения ждут учеников и педагогов в этом учебном году? Об этом в День учителя рассказал глава Комитета Государственной Думы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов.
Театр начинается с вешалки, а школа с букваря. Именно букварь, первый учебник в жизни человека, предопределяет, с каким чувством ученик откроет второй. О роли букваря в современной эпохе, новых методиках в начальной школе России и русских школ зарубежья «Русский мир» накануне Дня учителя побеседовал с автором одного из самых современных русских букварей, директором центра проектного творчества «Старт-ПРО» Института непрерывного образования МГПУ Еленой Восторговой.    
1 – 2 октября в Москве проходила Международная научная конференция «80-летие начала Второй мировой войны». Её участники – профессиональные историки из 20 стран Европы – обсуждали события, приведшие к мировой войне. В их числе – подписание Мюнхенского соглашения 1938 года, неудачные англо-франко-советские переговоры, подписание советско-германского договора о ненападении в августе 1939 года.