RUS
EN
 / Главная / Публикации / Русский музей расширяет плацдарм для русского искусства

Русский музей расширяет плацдарм для русского искусства

Светлана Сметанина13.02.2020

artchive.ru

Весной этого года исполняется 125 лет со дня выхода высочайшего указа императора Николая II о создании в Петербурге Русского музея. Уникальность музея была в том, что экспонаты для его коллекции собирала буквально вся страна – от крестьян, даривших старинные предметы быта, до представителей высших сословий, передававших в фонд богатейшие собрания картин. Сегодня Русский музей осваивает новые территории – как в России, так и за рубежом. Подтверждая тем самым, что для русского искусства не существует границ.

Идея создать в России музей национального искусства зародилась практически сразу после победы над Наполеоном. Тогда произошёл подъём национального самосознания, и в печати стали появляться публикации о необходимости открыть в России музей национальной истории и национального искусства. Но конкретные черты эта идея обрела уже при императоре Александре III. По воспоминаниям современников, он много говорил о том, что в Петербурге нужен музей русского искусства, тем более что в Москве уже открылась Третьяковская галерея. Но создать музей суждено было его сыну – императору Николаю II, подписавшему высочайший указ «Об учреждении особого установления “Русский музей Александра III”». «И это название с музея никто не снимал», подчеркнул на пресс-конференции в ТАСС генеральный директор Русского музея Владимир Гусев.

В память об идейном основателе музея в Михайловском замке 12 февраля открылась выставка «Александр III: император и коллекционер». А торжественное открытие после долгой реставрации парадных залов Михайловского замка – Воскресенского, Большого Тронного, Галереи Арабесок, Апартаментов камер-фрейлины А. С. Протасовой – состоится в ноябре. Одновременно пройдёт и презентация нового раздела постоянной экспозиции «Сага о династии (Три поколения Романовых)» в открытых после реставрации залах. «Там будут вещи, которых никто раньше не видел», пообещал Владимир Гусев.

Именно коллекция дома Романовых легла в основу Русского музея. Как рассказала заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова, дар Николая II оказался самым большим – 300 произведений искусства. «Романовы делали государственный музей, поэтому относились не как к своей личной коллекции, а собирали крупных мастеров. Например, знаменитая картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» висела в гостиной у великого князя Владимира Романова», рассказала Евгения Петрова.

Музей начинался с 2000 экспонатов – свой вклад внесли и «купец Плюшкин, и сенатор Лихачёв, и княгиня Тенешева». И это – беспрецедентная история по-настоящему народного музея, которая больше ни разу не повторилась. Сегодня в Русском музее более 400 тысяч экспонатов и каждый год их число увеличивается на 1,5 – 2 тысячи. «Наша коллекция – вся история русской культуры и история России в лицах, сюжетах и персонажах», с гордостью отметил генеральный директор музея.

25 лет назад к столетию Русского музея была принята обширная программа его развития. И сегодня, по словам Владимира Гусева, музей представляет своего рода отчёт о проделанной работе. Если в 1995 году музею принадлежало три здания-памятника, то сегодня это уже 14. «Дворцов больше не предлагать», пошутил по этому поводу Владимир Гусев. Общая площадь территории в 1995 году составляла три гектара, сегодня 31. Количество экспозиционных залов было 87, стало 262.

При этом музей прирастает новыми территориями не только в Санкт-Петербурге. В этом году отмечается пять лет создания филиала Русского музея в Малаге. Интересно, что этот молодой музей уже вошёл в двадцатку самых посещаемых в Испании. В этом году состоится открытие филиала в Кемерово – к юбилею Кузбасса. Уже есть договорённость с местным институтом культуры о подготовке кадров для этого музея. Культурно-выставочные центры Русского музея открыты в Казани, Ярославле, Мурманске, Саранске, планируется открытие в Когалыме.

С 2003 года существует спонсорская программа, помогающая создавать виртуальные филиалы Русского музея – 137 работают в России и 33 за рубежом. Два таких филиала действуют даже в Антарктиде – на российских антарктических станциях. Всего, таким образом, удаётся охватить более 4 миллионов человек в год. В самом же музее количество посетителей выросло за десять лет в 2,5 раза – до 2,5 миллионов человек.

Русский музей также является своего рода центром повышения квалификации российских музейщиков, которые приезжают сюда со всей России. А в России, к слову, порядка трёхсот художественных музеев.

Владимир Гусев рассказал и о многочисленных программах, созданных для различных категорий посетителей. Например, появились детские аудиогиды, где рассказы о картинах озвучивают актёры голосами героев мультфильмов. Для детей в музее также читают необычные лекции – например, «Математика и изобразительное искусство».

Также музей старается создать более доступную среду для людей с ограниченными возможностями: проводятся тактильные выставки для плохо видящих посетителей и специальные экскурсии для слабослышащих.

Нельзя не упомянуть и о 13 реставрационных мастерских Русского музея, в которых каждый год реставрируется более 4,5 тысяч произведений искусства.

Подводя итог минувших 25 лет, директор Русского музея наметил планы на будущее: «25 лет была мирная экспансия – мы расчистили плацдарм для русского искусства. В следующие 20 лет будет период освоения этого пространства».      

Также по теме

Новые публикации

В конце августа прошлого года на работу в киргизский Ош приехали 17 учителей из Российской Федерации. Этому предшествовал серьёзный отбор, кандидаты из разных городов не были знакомы друг с другом. Для многих это был первый выезд за границу причём на длительный срок – на год. О том, как им работается в школах с разными языками обучения, что нравится, а что нуждается в улучшении, рассказали трое учителей: Марина Петрова, Наталья Сахарова и Марина Зайченко.
Восьмой международный поэтический интернет-конкурс «Эмигрантская лира» назвал победителей в номинациях «Эмигрантский вектор» и «Неоставленная страна» для русскоязычных поэтов дальнего зарубежья и авторов из России и стран СНГ соответственно. «Русский мир» выяснил, что сегодняшние поэты-эмигранты в большинстве своём считают себя продолжателями «оставшихся» Пушкина и Есенина, а не уехавших Ходасевича и Бродского.
Разобравшись с русскими школам в Латвии, которые в соответствии с новой реформой в скором времени полностью переводятся на латышский язык обучения, власти взялись и за малышей. В январе 2020 г.  латвийский парламент без обсуждения с заинтересованными лицами в первом чтении принял спорный законопроект, цель которого – покончить с русским языком в детских садах национальных меньшинств. Правда, перед вторым чтением вышла заминка, но ненадолго…
В ореоле праздника Дня влюблённых поговорим о насущном. Многих интересует вопрос, почему невесты милы и нежны, словно феи, а стоит им выйти замуж, как они становятся сварливыми, ворчливыми и придирчивыми, аки ведьмы? Кто бы мог подумать, что такое романтическое, нежное слово, как невеста, состоит в историческом родстве с существительным ведьма? В современном русском языке они далеки друг от друга, а в прошлом, оказывается, были близкими родственниками.
В день праздника трёх святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которые считаются духовными покровителями Общины русских-липован Румынии (ОРЛР), организация отмечает своё 30-летие. А ещё в этот день в Румынии отмечают День родного русского языка.
Правопреемник основанного в 1972 году на волне оттепели в отношениях СССР с ФРГ Общества «СССР – ФРГ» – Международное общество «Россия – Германия» – продолжает свою активную деятельность, несмотря на объективные трудности, в первую очередь отсутствие государственного финансирования.
В год столетия исхода первой волны русской эмиграции в Доме русского зарубежья продолжают открывать ранее неизвестные страницы жизни русских общин за рубежом. Одна из таких страниц – история русской эмиграции в Марокко. Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Николай Сухов представил сразу две своих книги, посвящённые этой теме.