EN
 / Главная / Публикации / Русский след в Эстонии: Николай Кормашов

Русский след в Эстонии: Николай Кормашов

Арсений Денисов 13.08.2020

В недавней истории не так уж много связанных с Эстонией людей, которых можно было бы однозначно причислить к «столпам» русской культуры. Определённо к таковым относятся семиотик Юрий Михайлович Лотман и уроженец Таллина патриарх Алексий II. По совокупности заслуг перед Русским миром в этот ряд, несомненно, стоило бы поставить и художника, реставратора, иконописца Николая Ивановича Кормашова.

Николай Кормашов на презентации реставирированной иконы «Литургия Господня» в 2007 году. Фото Виктора Вестеринена из архива журнала «Красивая жизнь» / tribuna.ee

Ученик создателя эстонских денег

Родившийся в деревне Тургенево Владимирской области в далёком 1920 году Николай Кормашов с 1947 по 1951 год учился в Ивановском художественном училище. После его окончания в 1951 году он переехал в Таллин, поступив в Государственный художественный институт Эстонской ССР на отделение живописи, где учился у известнейшего графика и иллюстратора, создателя эскизов довоенных эстонских денежных знаков Гюнтера Рейндорфа. В 1957 году, после окончания института, Кормашов остался в Таллине в качестве свободного художника. А в 1959 году был принят в Союз художников Эстонии.

Николай Кормашов и митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. 2007 год. Фото Виктора Вестеринена из архива журнала «Красивая жизнь» / tribuna.ee

Познакомившись в 1964 году с наместником Псково-Печерского мужского монастыря Алипием (Вороновым), Николай Кормашов увлёкся коллекционированием православных икон, в частности, икон проживающей на юге Эстонии и в Псковской области России народности сету. В 1971 году впервые в Государственном художественном музее Эстонии прошла выставка икон из коллекции Кормашова, которая стала первой в Советском Союзе экспозицией частного собрания.

Деисус, конец XVII века, Русский Север, дерево, левкас, темпера. Из собрания Николая Кормашова. Фото: tribuna.ee

Одновременно с коллекционированием Кормашов занялся профессиональной реставрацией икон и даже стал создателем собственного направления в реставрации живописи. Реставрируя старые иконы, художник изучил технику этого искусства, его формальный и этический посыл, приобрёл широкие познания в истории его развития. Талант реставратора был замечен, и в 1977 Николая Кормашова назначили на должность руководителя отдела реставрации Государственного художественного музея Эстонии.

Апофеоз могущества и побед Государства Российского

Одной из самых ярких работ Кормашова-реставратора является восстановление иконы «Литургия Господня», принадлежащей к знаменитому Петровскому иконостасу Никольской церкви Таллина. Время создания иконы — XVIII век.

Восстановленная икона «Литургия Господня». Фото Виктора Вестеринена из архива журнала «Красивая жизнь» / tribuna.ee

Как писала газета «Молодёжь Эстонии», представляя работу в 2007 году, Николай Иванович вспоминал события петровского времени, так как сама икона посвящена именно семейству Петра.

В марте 1717 года супруга Петра Екатерина была объявлена царицей. А через месяц сам Пётр отправился с дипломатической миссией во Францию, Голландию, Австрию. Возвращаясь в октябре того же года в Россию, царь оказался в Ревеле (прежнее название Таллина — прим. ред.). Вероятно, как раз в летний период 1717 года и было создано это иконописное произведение по благословению архиепископа Архангельского Петра. Именно во время пребывания Петра в Ревеле икона и была представлена царю.

«Как апофеоз могущества и побед Государства Российского, как синоним государства православного, где род царский благословляется самим Господом. А почему архиепископ Архангельский, выражаясь современным языком, поддерживал написание такой иконы? Церковь в те времена была расколота, и та её часть, к которой принадлежал и которую возглавлял архиепископ Архангельский, одобряла реформы царя. Некоторые, правда, считают, что Пётр I просто подмял церковь под себя», – рассуждал Николай Кормашов.

Иконы из собрания Николая Кормашова. Фото: e360.lv / tribuna.ee

За долгие годы своего существования икона претерпела большие разрушения. Кормашов во время презентации подробно рассказывал, что было утеряно, а что удалось восстановить. Тут же были представлены снимки, показывающие, в каком ужасном состоянии находились многие части иконы и как они выглядят после реставрации. Помогал Кормашову в работе по реставрации «Литургии Господней» его сын Орест.

Простота и мудрость

Однако Николай Кормашов был не только реставратором. В течение многих лет плодотворной творческой работы он приобрёл славу ведущего представителя так называемого сурового стиля в эстонском искусстве.

Николай Кормашов. «Соль земли», 1963-1966 гг. Из собрания Эстонского художественного музея. Фото: ekm.ee / tribuna.ee

«Кормашов в своих изобразительных средствах очень строг, даже, я бы сказала, аскетичен. Вот он берёт чистую краску из тюбика, кладёт её на полотно – много тёмного кобальта. У менее талантливого художника это выглядело бы отвратительно – скучно, грубо, банально. А Кормашов играет этой краской, создаёт ощущение полноты, богатства красок», – говорит известный эстонский искусствовед Май Левин, отмечая, что Кормашов «просто родился с кистью в руке».

Николай Кормашов. 2009 год. Фото Александра Гужова из архива журнала «Красивая жизнь» / tribuna.ee

Творческая молодость художника была отдана увлечению урбанизмом – резкие геометрические конструкции, острые углы, торжество техники и технологии. В интервью журналу «Красивая жизнь» в 2010 году Николай Кормашов отмечал, что в молодости ему казалось ниже достоинства серьёзного художника рисовать деревья, цветочки, впадать в сентиментальность. Потребовались годы, чтобы понять: речь о чём-то несравненно более важном, сложном, речь о взаимоотношениях человека с природой, с окружающим миром. И постепенно Земля, люди, взаимоотношения между ними, дом человеческий в его конкретном и символическом выражении стали главной темой его творчества.

Картина Н.Кормашова «Тревога», 1964 г. Фото: persons-info.com / tribuna.ee

«Навстречу мне вышел невысокий пожилой человек с бородкой, с доброй улыбкой поинтересовавшись, что мне угодно. Это и был Николай Иванович Кормашов – человек-легенда. Он повёл меня к иконам и долго с упоением рассказывал о каждой из них – какого она времени, с чем связана, особенности её реставрации. Редко можно встретить столь увлечённого и знающего своё дело человека, который при этом абсолютно не зазнаётся, а наоборот – располагает к себе открытостью и притягательной мудростью», – описывает свою встречу с художником в конце 1990-ых работавший в то время на радио мой отец, журналист и культуролог Родион Денисов.

Эстония, Россия и весь мир

Николай Кормашов выступил одним из основателей Объединения русских художников Эстонии, а затем принимал активное участие в создании Русского музея Эстонии.

Николай Кормашов во время подготовки к персональной выставке в 2009 году. Фото Александра Гужова из архива журнала «Красивая жизнь» / tribuna.ee

Сейчас работы Николая Кормашова хранятся в Эстонском художественном музее, Тартуском художественном музее, в Фонде Таллинского Дома искусства, в Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (Санкт-Петербург), музее Людвига (Кёльн), Национальной картинной галерее Армении (Ереван), в музеях Перми, Вологды, Тюмени, Пскова и других собраниях искусства по всему миру.

Николай Кормашов скоропостижно скончался в Таллине 22 августа 2012 года. Теперь его дело продолжают сыновья – художники Андрей и Орест Кормашовы.

Источник: Tribuna.ee 

Материал представлен на IV Международный конкурс молодых журналистов
«Со-Творение»
, объявленный в 2020 году фондом «Русский мир»

Также по теме

Новые публикации

120 лет со дня рождения выдающегося лингвиста Сергея Ожегова исполнилось 22 сентября. Главным научным достижением Ожегова стал всем известный «Словаря русского языка», который только при жизни лингвиста выдержал шесть переизданий, и продолжал совершенствоваться и пополняться даже после смерти учёного.
В истории открытия Антарктиды, 200-летие которого отмечается в 2020 – 2021 годах, ещё остались неизвестные страницы. Например, мало кто знает о человеке, без которого и экспедиция, и само открытие ледового материка могли бы не состояться. Речь о морском министре Иване Ивановиче де Траверсе.
В Эстонии, по разным причинам, с каждым годом увеличивается количество русскоязычных детей, поступающих в школы с эстонским языком обучения. Родители всё чаще встают перед проблемой – как сохранить идентичность ребёнка, дать ему хороший русский язык, знания по родной литературе и культуре. На эти вопросы отвечает директор Таллинской школы русского языка Института Пушкина Инга Мангус.
На территории Русского центра им. Н. И. Бородиной в городе Мерано провинции Альто-Адидже (Италия) прошла премьера литературно-театрального спектакля «Калейдоскоп» по рассказам Михаила Зощенко. Зрителями стали наши соотечественники и итальянцы, изучающие русский язык.
275 лет назад, 16 сентября (по старому стилю – 5 сентября) 1745 года, родился выдающийся российский военачальник и дипломат Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. О военном таланте Кутузова, его заслугах в войнах с турками и Наполеоном знают все. Обратимся к чуть менее известным, но весьма примечательным фактам из жизни нашего великого соотечественника.
Сентябрь подтвердил опасения и тревоги учащихся бывших русских школ и их родителей в Латвии. На головы наших соотечественников в новом учебном году одновременно свалилось сразу три беды – компетентностная реформа, серьёзные языковые ограничения и перемены, связанные с эпидемиологической ситуацией.  
Член Всемирного координационного совета российских соотечественников Сильвана Ярмолюк-Строганова, с детских лет живущая в Аргентине, рассказала об истории своей семьи и отношениях в среде российских иммигрантов.