EN
 / Главная / Публикации / «Душа России» против пандемии

«Душа России» против пандемии

Сергей Виноградов04.01.2021

Накануне Нового года были объявлены лауреаты правительственной премии «Душа России» за достижения в сфере развития народного творчества. В год самоизоляций и отмен они радовали зрителей песнями и танцами, выставками и познавательными программами, подтвердив известную истину о том, что во времена испытаний растёт интерес к подлинной культуре.

Лауреаты рассказали «Русскому миру» о достижениях и проектах прошедшего года, о современном состоянии народной культуры и о том, как традиции предков возвращаются в российскую повседневность.

Душа кантеле

Музыкант и педагог из Петрозаводска Елена Магницкая стала обладателем премии «Душа России» в номинации «Народная музыка». С детства она играет на кантеле – карельском и финском щипковом инструменте, аналоге русских гуслей.

Елена Магницкая

Елена преподаёт по классу кантеле в Детской музыкальной школе № 1, возглавляет «Оркестр кантелистов Карелии» (при Центре народного творчества и культурных инициатив республики) и выступает в составе фолк-группы «Skylark», которую сама и основала. Вместе с коллективом она играла на сценах России, США, Великобритании и многих стран Европы.

«С детства я очень хотела заниматься музыкой, но долго не могла позволить себе учиться в музыкальной школе – я родилась в семье военных, и мы часто переезжали, – рассказала она «Русскому миру». – На кантеле я начала играть в 12 лет и поступила в музыкальную школу в Петрозаводске. Изначально я хотела учиться на арфе, но пошла сдавать экзамены в другой кабинет, и с тех пор играю на кантеле».

Музыкальную школу она окончила экстерном, потом было училище и консерватория. Будучи студенткой, работала в ансамбле песни и танца Карелии «Кантеле». «Возможно, это зов корней», – говорит Елена, бабушка которой была тверской карелкой.

«Это интересная ветвь карелов, проживающих за пределами Карелии, – продолжает она. – В Петрозаводске существует большая диаспора тех, кто говорит на диалекте тверских карелов. Бабушка тоже знала язык. Каким-то образом эти корни во мне проявились тогда и продолжают проявляться».

С Финляндией у карельских кантелистов самые тесные взаимоотношения. «Мы часто общаемся, встречаемся на сценах и очень любим различные коллаборации, – говорит Елена. – Также приглашаем финских солистов и преподавателей в Петрозаводск на разные форумы. Интересно, что аутентичные формы инструмента одинаковые, а современные виды кантеле – совершенно разные. Интересным форумом для всех, кто играет на инструментах, подобных кантеле, является Международный фестиваль народной музыки “Кантеле”, который Центр народного творчества и культурных инициатив проводит уже много лет. Туда приезжают не только из Финляндии, но также из Китая, Монголии и других стран мира».

Елена Магницкая преподает в музыкальной школе, колледже и консерватории. «Мы сразу даём детям играть на хроматическом кантеле, – рассказывает педагог. – Это современный инструмент, возможности которого всё шире и шире с каждым годом. По программам мы должны научить детей исполнить и народные произведения, и переложения классических сочинений, и современную музыку».

Сложностей с учениками на кантеле музыкальные школы не испытывают, знакомство с инструментом у жителей республики начинается с детского сада – проводятся курсы и концерты. По словам Елены, «в Карелии модно играть на кантеле». Инструмент несёт объединяющую функцию, о чём говорился даже в эпосе «Калевала».

Как музыкант эти произведения Елена Магницкая исполняет и в северных регионах и странах, и для зрителей с иной музыкальной традицией. Но повсюду эту музыку принимают тепло и радушно. «Разницы в восприятии нашей музыки, как мне кажется, нет, – считает Елена, – потому что мы стараемся донести теплоту своей души каждому, вне зависимости от национальности слушателя и языка, на котором он разговаривает».

Старые песни от дяди Жени

В алтайском селе Усть-Кокса давно убеждены в том, что местный житель Евгений Мамаев достоин правительственного внимания. Народный фольклорный ансамбль «Сиберия», созданный им 33 года назад в местном доме культуры, не только сделал село известным, но и принёс руководителю награду «Душа России» в категории «Традиционная народная культура».

Евгений Мамаев

Коллектив сохраняет традиции алтайцев, старообрядцев и казаков. На концертах артисты «Сиберии», от юных до пожилых, пляшут и поют частушки и обрядовые песни, рассказывают былины о старом времени и играют со зрителями в народные игры. Редкий праздник на Алтае обходится без Евгения Мамаева и его коллектива.

По его словам, «Сиберия» началась со старинных песен, которые «дядя Женя», как называет его молодёжь, после работы распевал с родственниками и соседями. Репертуар чудесным образом вносил радость в однотонный сельский быт и снимал усталость как рукой. Сам собой из односельчан составился первый состав ансамбля, также пришла идея создать детский ансамбль. Сейчас в «Сиберии» поют и пляшут уже дети тех первых юных артистов.

Евгений Мамаев и сам увлёкся в раннем детстве. Ему вспоминается, что в годы его юности все в селе пели – едут на покос или дойку в трясущейся тракторной телеге и поют. Возвращаются вечером домой – и поют, аукаясь в полутьме. Песня лечила, учила и объединяла. А потом куда-то всё исчезло. Усилиями Евгения Мамаева и его односельчан Усть-Кокса – теперь самое поющее село в округе, дом культуры редкий день на замке, артисты со всего Алтая приезжают сюда на концерты.

ансамбль «Сиберия»

Оказавшись за кулисами, не всякий поймет, о чём Евгений Мамаев разговаривает с учениками. Вроде бы и по-русски говорит, но не сразу уловишь смысл. «Мы в коллективе стараемся употреблять забытые старинные слова, чтобы подрастающее поколение хотя бы понимало смысл этих слов, чтобы не утрачивался наш особый говор», – говорит он.

Дом для «Параскевы»

«Душа» в категории «Народный мастер» отправилась в Нижний Новгород к Ольге Бочаровой, возглавляющей мастерскую прикладного творчества «Параскева». В мастерской создают русские костюмы и народную куклу, возрождают традиционное ткачество. В активе «Параскевы» и Ольги Бочаровой десятки дипломов, наград, всероссийских и международных фестивалей и выставок. Но Ольга считает, что мастера «Параскевы» работают не только для выставок и музейных фондов, но и для современного быта. Надеть русский сарафан на день рождения подруги? Почему бы и нет. Подарить ребёнку куклу в косынке вместо стандартной «барби»? Красота!

Ольга Бочарова

«То, чем я занимаюсь, пришло из детства, – рассказывает Ольга «Русскому миру». – В третьем классе я пошла в подростковый клуб, который рядом с домом был. Посещала кружки вязания, выжигания и мягкой игрушки. Стало получаться не сразу, но были хорошие педагоги. Тогда начала руками работать, дальше – больше. Когда своя семья появилась, рукодельные увлечения пригодились для одевания детей и мужа».

Читайте также: Новая мода из бабушкиного сундука

Без малого за 20 лет Ольга Бочарова прошла путь от рядовой участницы до руководителя. По её словам, в «Параскеве» нет разделения на направления и стили, в мастерской работают универсалы, которые умеют вязать, ткать, шить и обладают богатыми знаниями по народному костюму. «Только такой человек, который умеет многое, может у нас закрепиться, – уверена она. – Если чего-то не умеет, мы научим. Я и про себя не могу сказать, кто я больше – мастер по лоскутному шитью и ткачеству или мастер по костюму и кукле».

Высокопарных тем Ольга не боится и на вопрос о миссии отвечает без раздумий. Потому что ответ понятен и давно готов. «Я считаю своей миссией сохранение традиций, – говорит она. – В условиях современного мира, засилья гаджетов, внедрения иностранной субкультуры очень важно сохранить нашу самоидентификацию».

«Параскева» популяризирует народные традиции в бытовой жизни. В мастерской проводятся детские лагеря, дети изучают рукотворную игрушку, а с подростками мастера занимаются бисероткачеством.

За вклад в народное искусство лауреаты премии «Душа России» получили по 500 тысяч рублей. Собеседники «Русского мира» сообщили, что планируют потратить средства на развитие своего творчества.

«В 2020 году мы с мужем приняли решение купить нежилое помещение, чтобы у “Параскевы” был свой дом, куда люди могли приходить посмотреть и научиться традиционному рукоделию. Кто-то, может быть, у виска покрутит на эти планы, но это неважно», – рассказала Ольга Бочарова.

Также по теме

Новые публикации

Предстоящий год для Омска будет насыщен культурными мероприятиями – город планирует широко отметить 200-летие Ф. М. Достоевского. Именно здесь писатель провёл четыре самых страшных и тяжёлых года на каторге. О важной роли Омска в судьбе писателя рассказывает директор Омского государственного литературного музея им. Ф. М. Достоевского Виктор Вайнерман.
Студенчество во все времена – часть общества, живущая по своим законам. Не удивительно, что у обучающихся всегда существовал свой язык – речевой код, или социолект. В Татьянин день поговорим об особом языке русских студентов.
23 января отмечается День ручного письма. Этот международный праздник способствует сохранению навыков письма от руки и напоминает о его пользе и даже необходимости.
Группа исследователей из Всемирного банка и Университета Джорджтауна (Вашингтон) выявила странную закономерность Covid-19: существует обратная зависимость смертности от коронавируса и количества людских потерь, понесённых страной во Второй мировой войне.
Русский литературный театр «Диалог», один из наиболее признанных театров современного Русского зарубежья, был создан в Центральной публичной библиотеке Бруклина (Нью-Йорк), и до сих пор его спектакли идут с аншлагами. «Наши актёры влюблены в русскую литературу», – рассказывает «Русскому миру» основатель и руководитель театра Ирина Волкович.
Музыкальные и художественные школы получат особый статус, который не позволит приравнять их к обычным кружкам. Президентская инициатива позволит сохранить традиционную трёхуровневую систему образования, воспитавшую не одно поколение выдающихся музыкантов, художников, танцоров, и возвращает балльную оценку абитуриентов при поступлении.
В России открылся первый «Музей самоизоляции» – совместный интерактивный проект Музея Москвы и галереи «Триумф», и эта инициатива уже заинтересовала музейных профессионалов Берлина, Лондона и Нью-Йорка. О том, какие экспонаты эпохи коронавируса есть в его коллекции и как музей стал архивом эмоций и привычек человека-онлайн, в интервью «Русскому миру» рассказывает генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова.
200-летний юбилей Фёдора Михайловича Достоевского будет широко отмечаться не только в России, но и в Германии. Немецко-русский институт культуры в Дрездене выступил с инициативой проекта «Год Достоевского в Германии».