RUS
EN
 / Главная / Публикации / Брак с иностранцами-2: коллективные портреты жениха и невесты

Брак с иностранцами-2: коллективные портреты жениха и невесты

05.06.2008

Ровно три года назад, 5 июня 2005 г., депутат от ЛДПР Н. Курьянович предложил проект закона о запрете браков с иностранцами. Нарушителей следовало навсегда лишать российского гражданства и высылать из страны по месту жительства супруга. Необходимость столь жестких мер была обусловлена неблагополучной демографической ситуацией в стране. Заключение браков с иностранцами и последующий выезд за рубеж наших женщин репродуктивного возраста, по мысли разработчиков законопроекта, ведет к «разбазариванию самого ценного, что у нас есть  – генофонда нашего народа».

Об этом анекдотическом случае, сильно отдающем дешевым пиаром, даже не предвыборным, а непонятно каким, можно было бы и не вспоминать, если бы не один нюанс. А именно: «об экспорте невест» как об одном из главных факторов, способствующих нарастанию демографического кризиса в России, давно уже говорят серьезные исследователи, не только не замеченные в каких-либо симпатиях к ЛДПР или националистам вообще, но в большинстве своем вовсе аполитичные. «На наш взгляд, проблема заключается в том, что из России эмигрирует ее национальный генофонд, и это, несомненно, размывает, ослабляет русский этнос и российский суперэтнос. Можно говорить о процессе, аналогичном процессу «утечки мозгов» – об «утечке женщин», – утверждают социологи Г.П. Анашкина и С.А. Погодина. А И.В. Цаллагова отмечает, что в составе «брачных» миграционных потоков «преобладают этнические русские, т.е. основное население страны».

Очевидно, что выезжают в основном молодые женщины. 60% из них – в возрасте до 30 лет, в т.ч. 7% – моложе 20 лет, 30% – в возрасте 30-40 лет. Средний возраст «брачных мигранток», таким образом, составляет 28 лет. Более половины из них имеют высшее образование – очень высокий показатель для подобного рода мигрантов. Сколько российских женщин выехало за рубеж, заключив браки с иностранцами, неизвестно: точная статистика на этот счет отсутствует. Как уже было сказано, по данным американского министерства юстиции, за последние 12 лет в США по «брачным» визам прибыло 75 тысяч россиянок. К ним следует добавить тех, кто приехал в Америку по иным поводам (по студенческим визам, например), а также уехавшим в Европу, Австралию, Канаду, другие страны. В любом случае, речь идет о сотнях тысяч человек.

Средний возраст и образовательный уровень выезжающих за рубеж российских невест в целом не претерпели существенных изменений за последние полтора десятилетия. Сейчас, как и в начале 90-х гг., уезжают представительницы наиболее трудоспособной и репродуктивной части женского населения страны. Впрочем, это не означает, что «качественные характеристики» россиянок, заключающих браки с иностранцами, за эти годы вообще не претерпели никаких изменений. Так, заметно сократилось количество «mail order brides» – «невест, заказанных по почте», т.е. девушек, готовых выйти замуж без личного знакомства с женихом (или же после лишь поверхностного, непродолжительного личного общения с ним). То же самое можно сказать и о разведенных, для которых главная цель – наконец-то устроить свою личную жизнь, найти себе надежного спутника жизни, а какого именно, русского или «иностранного», не принципиально. Сократилось и количество выезжающих за рубеж по трудовым визам. То есть тех, кто рассматривает работу за границей, порой низкооплачиваемую и непрестижную, как первый шаг в поисках «заграничного» мужа.

Все это позволяет некоторым исследователям говорить о заметном повышении самооценки «экспортно-ориентированных» россиянок. В то же время нельзя не отметить, что за истекшие годы браки с иностранцами как таковые в значительной степени утратили прежний «романтический ореол». Они давно стали доступными и обыденными, а значит, и менее привлекательными для части россиянок.

Что касается факторов, стимулирующих наших соотечественниц искать себе супругов за рубежом, то они за постсоветские времена также претерпели изменения, пусть и не очень значительные. К традиционным причинам социально-экономического характера добавились новые, порой весьма неожиданные. Так, некоторые специалисты, в частности, уже упомянутые выше Г.П. Анашкина и С.А. Погодина, отмечают растущее неприятие частью наиболее успешных, «продвинутых» российских мужчин наиболее «феминизированных» соотечественниц. Это вынуждает последних искать себе мужей среди иностранцев. Конечно, «заграничные» мужчины «страдают» от феминизма куда больше, нежели русские. С другой стороны, наши женщины «феминизированы» значительно меньше, нежели западные.

Одновременно в последние годы увеличивается количество бизнес-леди, готовых связать свою судьбу с иностранцами. Женщины, многого добившиеся в жизни (причем своими силами), выезжают на постоянное место жительства за рубеж по «деловым». И некоторые из них руководствуются теми же соображениями при выборе мужа. То есть брак с иностранцем для них – не цель (и тем более не самоцель), а скорее средство.

В целом же материальный аспект, т.е. стремление наших соотечественниц обеспечить себе западный уровень жизни, в российской брачной эмиграции сейчас играет меньшую роль, нежели в 90-е годы. По словам психолога О. Маховской, «женская эмиграция в страны дальнего зарубежья больше не имеет «колбасной», т.е. экономической подоплеки».

Что касается потенциальных заграничных мужей, то многие из них по-прежнему стараются найти себе в России «семейно-ориентированную» спутницу жизни. По данным международных брачных агентств, иностранные партнеры предпочитают женщин, готовых быть домохозяйками или, как минимум, работать на условиях неполной занятости. Стоит отметить, что в США русские жены пользуются большим спросом именно у сельских жителей, особенно из южных и западных штатов. Дело в том, что «деревенские» – люди всегда более консервативные, нежели «городские». И найти себе «традиционную жену» в условиях охватившей Запад (в том числе и Соединенные Штаты) эпидемии феминизма для многих из них становится неразрешимой задачей.

Значительную часть «искателей русских жен» составляют и отцы-одиночки. Их количество в США со временем постоянно растет. Это в равной степени относится и к одиноким родителям вообще, и к стремящимся жениться на русских.

Наши соотечественницы пользуются большим спросом и среди темнокожих американских холостяков. С одной стороны, сейчас не существует уже никаких препятствий для заключения «межрасовых» браков. С другой же темнокожие мужчины пользуются (заслуженно или нет – другой вопрос) репутацией повес, одинаково легко и вступающих в брак, и покидающих своих «суженых», в том числе и после рождения ребенка, и никогда к ним не возвращающихся. Таким людям легче найти себе иностранных, включая русских, жен, не знакомых с особенностями внутреннего брачного рынка в США. К этой категории женихов примыкают и «цветные» эмигранты, для которых белая жена – один из способов повысить свой статус в американском обществе.

Наконец, на своих соотечественницах охотно женятся русские эмигранты четвертой волны, в том числе «трудовые» мигранты, а также живущие «на две страны». Это относится к уехавшим не только в США, но и в другие западные страны.

В целом же «западные женихи» имеют много общих черт и руководствуются в своих действиях схожими мотивами. Главное, что заставляет их искать себе русских жен – демографическая ситуация в большинстве стран Европы, США, а также, в меньшей степени, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. При падении рождаемости и увеличении средней продолжительности жизни коренного населения в большинстве западных стран обозначилась нехватка молодых женщин детородного возраста. При этом нехватка таких женщин на Западе дополняется недостатком «качественных» мужчин в России.

Что касается «восточных женихов», то их привлекательность в глазах наших соотечественников в последние годы, пусть незначительно, но снизилась. В советские времена брак с выходцами из стран третьего мира позволял беспрепятственно выехать за рубеж, что при существовании «железного занавеса» было немаловажным обстоятельством. К тому же принадлежность многих из этих людей – например, обучавшихся в СССР студентов – к местной просоветской элите давал возможности «хорошо устроиться» в новой стране проживания. В 90-е гг. прошлого века многие россиянки выходили замуж за африканцев, арабов и других жителей восточных стран, руководствуясь известным принципом «хуже уже не будет». Сейчас подобные соображения постепенно отходят на второй план.

Кстати, сократилось и количество выезжающих за рубеж, в первую очередь в западные страны, «искательниц приключений», для которых брак с иностранцем (неважно с кем) был лишь способом обосноваться на вожделенном Западе. Далее такие женщины быстро разводились и начинали самостоятельную жизнь. В том числе искали себе более состоятельных и «статусных» мужей. Правда, и иностранцев, согласных жениться «на ком угодно», становится все меньше и меньше. В том числе и по соображениям сугубо материального порядка. Ведь стоимость жизни растет не только у нас, но и на Западе. А значит, и содержать семью, тем более «традиционную», с неработающей женой, растить детей становится там все дороже. Таким образом, «интернациональные» браки становятся все более прагматичными. И наши невесты, и заграничные женихи сейчас все чаще руководствуются сугубо рациональными, а не «романтическими» мотивами при выборе партнеров. Впрочем, как говорится, брак по расчету тоже может быть удачным, если расчет произведен правильно.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

23 августа 1939-го Москва подписала с Берлином нашумевший договор о ненападении и секретный протокол к нему. Сегодня многие западные историки и СМИ представляют это соглашение едва ли не как свидетельство преступного союза Сталина и Гитлера, поделивших между собой Восточную Европу. Но был ли у советского руководства выбор? Об этом рассуждает председатель попечительского совета Российского военно-исторического общества Сергей Иванов.
Евгений Малиновский – многогранный артист, родом из Сибири, живущий в Варшаве, и больше всего известный польской публике как «сибирский бард», отметил 25-летие своей творческой деятельности Польше. В нашей беседе на творческом вечере – концерте под названием «Одно сердце – два Отечества» в уютном варшавском салоне „Kalinowe Serce” Евгений признался, что хотя в нём течёт польская кровь по дедушке, он не сразу выбрал Польшу своей второй родиной.
23 августа исполняется 80 лет со дня подписания Договора о ненападении между Германией и СССР, известного как «Пакт Молотова – Риббентропа». Эта страница истории по-прежнему волнует многие умы, поэтому появление новых документов по этой теме всегда вызывает большой интерес. Накануне общественности был представлен сборник документов «Вынужденный альянс. Советско-балтийские отношения и международный кризис 1939-1940».
30 июля Государственному Лермонтовскому музею-заповеднику «Тарханы» исполнилось 80 лет. А в октябре родовая усадьба поэта готовится отметить 205-летие со дня его рождения. Как сегодня живёт и развивается музей-заповедник «Тарханы», принимающий в год порядка 300 тысяч посетителей? О неувядающем интересе к Михаилу Лермонтову рассказывает директор Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» Тамара Мельникова.
20 августа 1939 года началась знаменитая операция Красной армии при поддержке монгольских соединений по окружению и уничтожению японских войск на реке Халхин-Гол. Менее чем за две недели, уже к 31 августа, территория Монголии была полностью очищена от японцев, а 15 сентября Япония пошла на подписание договора о прекращении конфликта.
В этом году День города в Донецке – 25 августа – будет особенным: город празднует 150 лет со дня основания. Из Москвы на юбилейные мероприятия приедет большая делегация – в том числе представители общественной организации «Землячество донбассовцев». О том, каким образом московское землячество помогает Донбассу, рассказывает первый заместитель председателя правления этой общественной организации Пётр Акаёмов.
История, исторические факты – вещи, сами по себе неудобные для тех недобросовестных политиков, которые пытались изменить и переписать прошлое в угоду собственным воззрениям и соответствующей конъюнктуре. Так получилось, что правда о существовании русин всячески замалчивалась или даже намеренно искажалась в тех государствах, которые в то или иное время владели этим краем.  
Американец Шон Куирк, музыкант и менеджер известного в России и за рубежом тувинского коллектива «Алаш», говорит на четырёх языках. На заграничных гастролях он объявляет композиции «Алаша» по-английски, поёт тувинские народные песни на публику и для себя и, если зрители просят, может порадовать их русской частушкой. А ещё читает книги на языке предков – древнеирландском.